Вчерашнюю битву в киевском парламенте выиграла Москва, с уверенностью констатирует обозреватель Berliner Zeitung Кристаин Эш: Рада практически в боевых условиях ратифицировала соглашение с Россией по Черноморскому флоту. Взамен Киев получает 30% скидки на российский газ.
В глазах оппозиции соглашение выглядит в том же ключе, в каком традиционно воспринимается политика Кремля в отношении соседей: Кремль воспользовался финансовыми затруднениями Украины для реализации собственных интересов. На постсоветском пространстве, как принято считать, решающее слово остается за Москвой.
Однако на деле все выглядит иначе. Удивительно, насколько в действительности незначительно влияние Москвы на своих бывших вассалов, продолжает Эш, предлагая обратить внимание, например, на президента Белоруссии Лукашенко, который чуть ли не ежедневно доказывает всему миру независимость от Москвы. Так, недавно Лукашенко принял у себя опального президента Киргизии Бакиева, несмотря на то, что тот попал в немилость не только собственного народа, но и Кремля. Белоруссия также не признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
В "зоне привилегированных интересов", в которую Москва включила все бывшие советские республики, она владеет большим количеством инструментов для реализации своей власти: это и самая сильная армия, и возможность закручивать газовый вентиль и нефтяной кран. Кроме того, пишет автор, Москва уверенно закрепилась в экономиках соседних государств и, позволяя работать у себя приезжим из бывших союзных республик, помогает прокормить бедствующее у себя на родине население.
"И тем не менее, - полагает немецкий обозреватель, - Москва не имеет возможности влиять на соседей в той мере, в которой ей бы хотелось: то, что не получается с Лукашенко, не выходит и с президентом Узбекистана Каримовым, который лавирует между Москвой и Вашингтоном. Туркмения намеревается ввести визовый режим для граждан РФ и стран СНГ".
Россия тщетно пыталась объединить своих соседей в рамках широко задуманных организаций, но ОДКБ, к примеру, существует лишь на бумаге. Ни одно из государств, входящих эту организацию, не изъявило желания вслед за Москвой признать независимость Абхазии и Южной Осетии. А Москва продолжает использовать метод "кнута и пряника", заключая двусторонние соглашения. Иногда успешно - как в случае с Киевом. Виктор Янукович, желая перехитрить общественность, добился ратификации соглашений с Москвой по горячим следам, но, как отмечает Кристиан Эш, "прочные союзы подобным образом не образуются - по крайней мере, в демократических странах".