Тегеран пристально следит за событиями в арабском мире, пытаясь просчитать, какую выгоду он может извлечь в случае ослабления или крушения прозападных режимов, и одновременно опасаясь, что протесты перекинутся на Иран, пишет в Le Temps профессор женевского Института высших международных исследований и развития Мухаммед-Реза Джалили. Если иранский режим обеспокоен тем, что демократические движения в регионе набирают силу и могут дойти до Ирана, то многие простые иранцы, напротив, радуются падению тунисского и египетского режимов, надеясь, что эти события благотворно отразятся на иранской оппозиции и вернут ей былую смелость. Однако иранский режим толкует события в арабском мире совершенно иначе, отмечает автор статьи. По мнению духовного лидера Ирана Али Хаменеи, арабские восстания черпают вдохновение из иранской исламской революции 1979 года и их цель - не создание демократий западного типа, а создание исламских режимов по иранской модели.
Отношение официального Тегерана к событиям в арабском мире отличается в разных регионах в зависимости от его геополитических интересов, продолжает Джалили. Так, Иран поддерживает протесты в Бахрейне: такое отношение объясняется шиитской солидарностью, антиамериканизмом и противостоянием с извечным суннитским соперником - Саудовской Аравией. Когда же речь заходит о Сирии, иранские СМИ дружно замолкают. "Иран крайне обеспокоен изменением ситуации в Сирии и предлагает материально-техническую помощь своему единственному союзнику в регионе. Если режим Башара Асада рухнет, то исчезнет и жемчужина иранской дипломатии, ось Тегеран-Дамаск-"Хизбалла"-"Хамас", а с ней и 30 лет усилий и политических, экономических и стратегических инвестиций Исламской республики", - подчеркивает эксперт по региону.
Иранская политика, всегда придерживающаяся двойных стандартов, характеризуется слепотой и отказом признать, что общественное мнение в арабских странах не хочет видеть у себя режим иранского типа: идея избавления от светской диктатуры ради возникновения диктатуры религиозной не вдохновляет. С другой стороны, очевидна глубокая пропасть между заявлениями исламского режима Ирана и отношением иранского общества к волнениям в арабском мире. "Слепота вкупе с глухотой - тяжелое увечье как для людей, так и для государств", - заключает Джалили.