Ожидается, что в понедельник Соединенные Штаты введут новый пакет санкций против ряда граждан России, среди которых, по данным американских чиновников, на которых ссылается The New York Times, президент "Роснефти" Игорь Сечин и глава "Газпрома" Алексей Миллер. "До сих пор американское правительство не вводило санкций против самого Путина, - говорится в статье, - и в краткосрочной перспективе делать этого не будут, сообщают чиновники. Они объясняют это тем, что наложение санкций на главу государства было бы равноценно "ядерной" эскалации, по словам некоторых".
Тем не менее, корреспондент The New York Times Питер Бейкер предпринял попытку суммировать данные о предполагаемых богатствах российского президента и обсудить этот вопрос с рядом экспертов. Начинает он с цитаты из мартовского заявления Государственного казначейства США, в котором говорилось о введении санкций против ряда россиян: "Путин имеет капиталовложения в Gunvor и может иметь доступ к активам Gunvor". Тем самым администрация Обамы подала Путину "не слишком завуалированный сигнал, что она, как ей кажется, знает, где у российского лидера хранятся деньги, и что эти деньги в конечном итоге прямым или косвенным путем могут стать мишенью [санкций]", трактует Бейкер заявление Казначейства. Каких-либо доказательств ведомство не предъявило, однако в соответствии с его стандартами любое заявление "должно быть в достаточной степени проверенным, чтобы выдержать судебную тяжбу".
По разным предположениям, "под контролем Путина может находиться 40 или даже 70 млрд долларов, что теоретически делает его богатейшим главой государства в мировой истории", продолжает Бейкер.
В рамках инициированной Джорджем Бушем программы по выявлению коррумпированных государственных лидеров "в ЦРУ в 2007 году была подготовлена секретная оценка состояния Путина. По словам чиновников, которые читали этот документ, он так и не был опубликован. Оценка в значительной степени сходится с тем, что впоследствии утверждал российский политолог [Станислав Белковский]. Он заявил, что Путин является фактическим владельцем активов в Gunvor, "Газпроме" и "Сургутнефтегазе", стоимость которых на тот момент составляла около 40 млрд долларов". Впрочем, как отмечает издание, "у разных чиновников осталось разное впечатление о степени достоверности" проведенной ЦРУ экспертизы.
"Некоторые сотрудники администрации Обамы настаивали на публикации подробностей того, что Соединенным Штатам известно о богатствах Путина, чтобы он подвергся [нажиму] со стороны российского общества. Белый дом это предложение пока отвергает. Ряд законодателей в Конгрессе обсуждают проект закона, который обязал бы администрацию опубликовать оценку совокупного состояния Путина, - пишет Бейкер. - И в России, и на Западе давно спорят, насколько важны для Путина деньги. Многим кажется, что Путиным, который состоит на государственном довольствии со времен службы в КГБ (...), движут скорее властные и националистические устремления, чем соображения материальной выгоды. Поскольку он имеет доступ к обеспечиваемым государством дополнительным благам вроде дворцов, самолетов и роскошных автомобилей, ему вроде бы ни к чему личное богатство".
"Если у него действительно где-то спрятаны все эти деньги, то непонятно, зачем? Какая ему от них польза? - недоумевает бывший финансовый директор компании ЮКОС Брюс Мизамор. - Обычное самолюбие? Передавать их наследникам он, вероятно, не собирается. Сомневаюсь, что мы будем свидетелями превращения Путина в одного из главных филантропов планеты".
"Некоторые высказывают мнение, что деньги или видимость их наличия нужны Путину потому, что в обществе, в котором при переходе к капитализму на руинах коммунизма будто бы из ниоткуда возникли миллиардеры, деньги являются мерилом статуса и власти", - пишет Бейкер.
"Реальная ситуация такова, что для манипулирования деньгами, которые находятся (или могут в конечном счете оказаться) под его контролем, у Путина имеются другие люди и организации. В случае с Путиным проблема в том, что на данный момент не существует простых способов очертить активы, фактически находящиеся в его собственности", - цитирует Бейкер бывшего советника экс-президента США Джорджа Буша Хуана Сарате.
"Некоторые из тех, кто охотится за частными владениями Путина, наталкиваются на препятствия, - говорится в статье. - В марте [издательство] Cambridge University Press отказалось публиковать книгу профессора Университета Майами Карен Давиша... Книга посвящена тому, как Путин построил "в России клептократический и авторитарный режим". Как следует из опубликованного в The Economist письма, издатель заявил, что у него "нет оснований сомневаться в правдивости" ее книги, но он, тем не менее, считает, что в данном случае слишком высок риск судебного преследования. В ответном письме Давиша назвала это решение "превентивным сжиганием книг".
Как отметил в разговоре с The New York Times бывший шахматист Гарри Каспаров, доискаться до истины в вопросе о владениях Путина с соблюдением принятых в Государственном казначействе США процедур будет непросто: "Я уверен, что добраться до них можно, но есть вероятность, что для этого придется нарушить некоторые правила".