В этом году в Япония ожидается самый низкий урожай риса начиная с 1993 года. Как сообщает министерство сельского хозяйства, причиной неурожая стали необычайно низкая температура в июле и нехватка солнечного света. Когда об этом слышат пожилые люди, они сразу вспоминают голодные годы времен Второй мировой войны.
По сообщению министерства сельского хозяйства, рекордно низкие показатели урожая риса зафиксированы в 19 префектурах, расположенных главным образом в восточной части страны. При этом в четырех префектурах показатели получили оценку "чрезвычайно низкий", в 14 префектурах - "очень низкий", и только одна префектура получила оценку "средний".
Оценка урожая риса начала проводиться с 15 августа, в тех областях, где рис уже начал созревать.
Представители министерства заявили о том, что особенно тяжелая ситуация сложилась в районах, прилегающих к Тихоокеанскому побережью. Согласно принятой индексации урожая риса, отметка "100" означает средний показатель урожая. В четырех префектурах уражай достиг лишь отметки "90" и ниже.
Оченку "чрезвычайно низкий" получили районы о. Хоккайдо, а также префектуры Аомори, Иватэ и Мияги.
Индекс урожая в префектурах Фукусима и Миэ достиг отметок "91" и "94".
Рис, выращенный на полях префектур Ямагата и Ниигата, получил отметку "95" и "98".
Только в префектуре Акита показатель урожая получил оценку "средний", достигнув отметки "99-101".
С конца Второй мировой войны самый низкий урожай риса был зафиксирован в 1993 году, когда по индексу он достиг отметки "74". Причиной такого низкого урожая было необычайно холодное и плохое лето.
Итоговые показатели будут получены и опубликованы в ноябре, однако сотрудники министерства уже сейчас заявляют о том, что они не ожидают улучшения ситуации и индекс будет ниже отметки "95".
Сообщения о неурожае риса особенно беспокоят людей преклонного возраста. Пожилая женщина из префектуры Тотиги вспоминает о лишениях в годы Второй мировой войны и голоде 1945 г.
Городские жители выходили в окрестности города, рвали сорняки у обочины дороги и пытались их есть, чтобы как-то заполнить пустой желудок, чем вызывали гнев крестьян из ближайших деревень, которые сетовали на то, что горожане крадут у них корм для лошадей и коров.
Женщина из Тотиги вспоминает о том, как семьи получали месячный паек, в который входил 1 тё (1,8 кг) очищенного риса. Это считалось роскошью и походило на чудо.
Мать женщины брала из пайка лишь небольшую горсть риса и варила из нее кашу, а остальной рис ссыпала в банку и берегла к приезду отца, который тогда находился на фронте. Поскольку банка хранилась в сыром подполе, рис вскоре промок и начал портиться. Семье ничего не оставалось, как съесть весь свой запас до возвращения отца. Женщина до сих пор не может забыть о том радостном и волнующем чувстве, когда она взяла в руки чашку, доверху наполненную рисом.
"Голодные дни уже давно ушли в прошлое, но всякий раз, когда я слышу о том, что устанавливается плохая погода и из-за холодного лета следует ожидать неурожая риса, я поневоле начинаю беспокоиться", - говорит она.
В 1993 году, когда урожай риса считался рекордно низким со времен Второй мировой войны, 91-летняя писательница Суэ Сумии в своем дневнике записала: "Вчера был легкий дождь. Сегодня он льет снова. Холодно без солнечного света. И мне тревожно". Когда она говорила, что опасается неурожая риса и возможного голода, члены ее семьи смеялись в отвечали, что ее опасения напрасны.
В том году правительство осуществило закупку большой партии риса за рубежом и сделало первые шаги к "либерализации импорта". Мы живем в эпоху, когда неурожаи не вызывают голода. Но поскольку бедные урожаи случаются и в наше время, не стоит смеяться над опасениями Сумии и считать их анахронизмом. Для нас неурожай должен быть лишним напоминанием о важности сельского хозяйства в нашей жизни.
Мокити Сайто, уроженец префектуры Ямагата, сочинил танка: "Каждое зерно риса - плод упорного труда. Это значит, что каждое зерно содержит каплю горя".