В те дни, когда Ираку было разрешено продавать свою нефть только в обмен на продовольствие, медикаменты и другие предметы первой необходимости, Саддам Хусейн разработал и довел до совершенства огромное количество схем использования нефти для "покупки" друзей и для личного обогащения. Это подтвердили иракские и международные эксперты.
Есть сведения о том, что бывший иракский президент заплатил взятки нефтью-сырцом более чем 500 иностранцам "от США до Японии", тем самым создав сеть сочувствующих режиму, которые, как он надеялся, помогут ему добиться отмены санкций ООН.
По словам экспертов, Саддам приумножал свое состояние, действуя в сговоре с зарубежными компаниями, от которых получал откаты за импортирование просроченных медикаментов и других некачественных товаров, поступавших в страну по программе "Нефть в обмен на продовольствие". Нефть же поставлялась в соседние страны по цене всего 5 долларов за баррель.
Эти уловки были лишь частью усилий по ослаблению финансовых ограничений, наложенных ООН на Ирак, считают чиновники иракского министерства нефти и многие аналитики.
Один из чиновников, много лет занимавший высокие посты в министерстве, предоставил информацию о контрактах купли-продажи нефти-сырца, которая экспортировалась в русле программы "Нефть в обмен на продовольствие". Он согласился говорить только на условии полной анонимности, так как опасается мести со стороны тех, кто сохранил лояльность свергнутому диктатору.
Санкции были наложены на Ирак после вторжения Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году. Суть этих мер заключалась в том, что доходы от экспорта нефти должны были использоваться исключительно для покупки продовольствия и иных гуманитарных нужд. Саддам постоянно нарушал режим санкций в целях личного обогащения, обогащения своей семьи и своих сторонников.
Для осуществления незаконного бизнеса Саддам создал компанию SOMO (State Oil Marketing Organization - Государственная нефтяная торговая компания).
Лео Дроллас, главный экономист Центра глобальных энергетических исследований, отмечает, что Саддам использовал SOMO для того, чтобы действовать в обход министерства нефти и контролировать иракские нефтяные доходы.
"SOMO была отнюдь не невинной технократической компанией, каковой ее считали люди, - указывает Дроллас. - Она отчитывалась непосредственно перед Саддамом Хусейном и получала приказы прямо от него".
Ирак занимает второе место в мире по масштабу нефтяных запасов. Накануне возглавляемой США войны страна выкачивала около 2,5 млн баррелей в день. После окончания основных боевых действий SOMO была восстановлена и продолжает курировать экспорт нефти-сырца.
По программе "Нефть в обмен на продовольствие" Ирак продавал свою нефть за бесценок, получая взамен от своих клиентов тайные откаты. Как стало известно, Саддам подкупал как иракцев, так и иностранцев, предлагая им нефть по демпинговым ценам и не требуя никакой дополнительной платы.
Покупатели могли перепродать купленную по дешевке нефть по более высоким рыночным ценам и положить разницу в карман. Саддам поощрял такие сделки, чтобы вознаградить известных сторонников режима на территории Ирака - шпионов, имамов, журналистов и даже певцов и поэтов.
Точно так же бывший иракский президент действовал и на международном рынке. На такие сделки, по оценке чиновника министерства нефти, согласились более 500 иностранцев, многие из них - российские политики.
"Он просто покупал друзей. Это бесспорно", - считает Дроллас.
В последние годы Россия активно поддерживала Ирак на международном уровне. По программе "Нефть в обмен на продовольствие" российские компании скупали значительную часть иракской нефти.
"Эти странные компании появлялись и заключали один-два контракта с SOMO, - рассказывает Дроллас. - Некоторые из этих компаний были связаны с различными людьми из правительственной бюрократии России".
Многие из них были посторонними на нефтяном рынке, добавляет Карим аль-Шамма, частный иракский консультант и бывший советник министерства нефти. "Иногда они продавали только что купленную нефть, даже не успев выехать из Багдада".
В мае ведущий иракский политик Айяд Аллави из "Иракского национального согласия" обвинил бывшего российского премьер-министра Евгения Примакова в том, что ему платили за поддержку Саддама. Аналогичные обвинения были выдвинуты против ультранационалистического политика Владимира Жириновского.
Примаков от комментариев воздерживается, а Жириновский отрицает, что когда-либо получал нефть или деньги в качестве взяток за свою поддержку Ирака.
По мере заполнения иностранных танкеров нефтью иракцы часто предлагали прибавить к одобренным ООН грузам дополнительные незадекларированные баррели по цене гораздо меньшей, чем контрактная, отмечает эксперт Питер Гигнукс из Salomon Smith Barney в Лондоне.
Правительство утратило большую часть своих тайных возможностей в октябре 2001 года, когда ООН ввела новую систему оценки нефти-сырца. По новой системе иракское правительство и покупатели не знали об окончательных ценах вплоть до момента заключения сделки.
Для личной наживы Саддам действовал в сговоре с иностранными компаниями, которые поставляли в Ирак по программе "Нефть в обмен на продовольствие" некондиционные товары.
"Традиционно цена вздувалась на 20%, а разницу они делили между собой, - сообщил чиновник министерства нефти. - Мы начали покупать просроченные и низкого качества медикаменты у Пакистана и Индии, а потом и у всего мира".
Большую часть таких сделок правительство Саддама заключало с представителями арабских и азиатских стран, говорит аль-Шамма. Для заключения выгодных контрактов режим создал ряд подставных компаний, возглавляемых арабами из других стран.
Люди Саддама переплачивали за импорт всех товаров первой необходимости - от полуфабрикатов до унитазов - деньгами, взятыми с подконтрольного ООН депонированного счета для накопления иракских нефтяных доходов. Затем огромное количество этих товаров вывозилось в соседний Иран для перепродажи.
"Были сотни подобных случаев", - рассказывает Дара Аттар, иракский курд, независимый нефтяной аналитик в Лондоне.
Ирак экспортировал нефть-сырец, нарушая условия ООН, в Сирию, Иорданию и Турцию. В страны Персидского залива поставлялись иракские нефтепродукты. Для доставки нефти часто использовались собственные иракские суда, иногда они ходили под иранскими флагами.
Факты таких схем контрабанды хорошо задокументированы. Однако цены, которые Ирак устанавливал для этих незаконных сделок, держались в секрете. Известны лишь общие цифры: за нефть, поставляемую в Турцию и страны Персидского залива, Ирак требовал в среднем по 5 долларов за баррель - это пятая часть цены ОПЕК за баррель нефти-сырцы, которая составляет 25 долларов. Иордания платила одну четверть стандартной цены, а Сирия - 70%.