Дни ручной клади в самолетах сочтены. Однако сдавать все чемоданы и сумки в багаж рискованно - багаж часто теряется
Для Келли Сандерленд кошмар начался около багажной ленты в аэропорту Франкфурта. Она прилетела во Франкфурт, воспользовавшись услугами авиакомпаний United Airlines и Lufthansa, и в конце своего длительного путешествия ждала багажа. Дорога на родину заняла 3 недели. В ее чемоданах были подарки и платье, которое Келли должна была надеть как подружка невесты. Того чемодана, где были подарки и платье, она ждет до сих пор, спустя 10 месяцев после приезда.
От момента регистрации в аэропорту до ожидания своего багажа у ленты в месте прибытия более 2 млрд пассажиров ежегодно теряют около 30 млн чемоданов и сумок. Согласно результатам исследований, проведенных компанией SITA, более 200 тыс. из них отыскать не удается. Это сравнительно небольшие показатели, кроме того, пассажиры должны осознавать всю степень риска, когда в соответствии с ужесточением правил безопасности они следуют рекомендациям авиакомпаний и минимизируют ручную кладь, отказываясь от дорожных принадлежностей. Что касается жидкостей, косметики в виде кремов и гелей, а также лекарств, то у пассажиров в США нет выбора: их неразрешено брать с собой на борт (исключение составляют медикаменты, к которым прилагается медицинское заключение). Во время полетов, к примеру, из аэропортов Великобритании, не разрешается брать с собой электронную аппаратуру. Тот, кто боится потерять свой багаж и не получить за него компенсацию, тому можно только посоветовать оставлять все дорогостоящие приборы и вещи дома. Но если, например, пассажир не может оставить свой дома компьютер, нужно на всякий случай все же сделать резервные копии документов.
Авиакомпании тратят ежегодно около 2 млрд долларов на то, чтобы найти утерянный багаж, затем доставить его до пассажира или возместить ему материальный ущерб. Те, кто много путешествует, могут поведать бесчисленное множество историй о пропаже чемоданов.
Житель Нью-Йорка Уильям Порта несколько недель назад летал на свадьбу в индийский штат Гоа. Но, как рассказал Порта, авиакомпания Alitalia потеряла его чемодан, в котором находился черный костюм. Порта два дня ходил в том, в чем приехал, однако потом все-таки вынужден был купить необходимую одежду. Он до сих пор ждет своего чемодана и возмещения ущерба.
Однако в большинстве случаев для пассажиров все заканчивается благополучно. По данным организации Association of European Airlines (AEA), в которую наряду с Lufthansa входят и другие крупные авиакомпании континента, 85% потерянных чемоданов возвращаются своим законным владельцам в течение 48 часов. В большинстве случаев чемоданы теряются при пересадках, доля подобных случаев составляет 61% от общего числа случаев утери багажа, утверждают специалисты из компании SITA. Ведь времени между рейсами зачастую едва хватает на то, чтобы своевременно пересадить пассажиров на следующий рейс. Багаж же нередко отправляется лишь следующим рейсом, и в лучшем случае его можно будет забрать уже через час, в худшем через день после прибытия к месту назначения.
И поэтому нужно иметь в виду: чем больше аэропорт и меньше времени для пересадки на следующий рейс, тем больше вероятность того, что багаж будет утерян. Это объясняет и различия в количестве утерянного багажа для разных авиакомпаний. По данным AEA, в первом квартале этого года во время полетов авиакомпании Lufthansa было утеряно в пять раз больше чемоданов, чем во время полетов Air Malta: немцы в среднем потеряли 19,8 чемодана на 1 тыс. пассажиров, при этом Air Malta всего 4,1 чемодана. В защиту Lufthansa стоит напомнить, что ее услугами воспользовались свыше 11,6 млн пассажиров, половина из которых осуществляли транзитные перелеты. В случае с авиакомпанией Air Malta, которая за указанный период перевезла около 321 тыс. пассажиров, число транзитных пассажиров приблизилось к нулю.
Статистика AEA свидетельствует о том, что все европейские авиакомпании, использующие турникеты, сталкиваются с проблемами надежности при транспортировке багажа. Lufthansa занимает самое последнее, 25-е место, Iberia - 24-е и Austrian - 22-е. Такие авиакомпании, как Air France и British Airways (поделившие между собой 20-е место), в среднем теряют около 15,2 чемодана на 1 тыс. пассажиров. Из всех крупных авиакомпаний лишь Swiss (8-е место) имеет достаточно низкие показатели: всего 10,6 чемодана.
Тот, для кого большое значение имеет своевременная выдача багажа в полном объеме, должен, согласно статистике, во время своих будущих путешествий воспользоваться услугами Tarom Romanian Airlines или Malev Hungarian Airlines, занимающих 2-е и 3-е места соответственно. Однако в их распоряжении находятся только небольшие сети воздушных линий.
Есть и другая причина для того, чтобы ограничиться во время поездки лишь самым необходимым. Процесс возмещения ущерба находится в неудовлетворительном состоянии.
В основном все ясно: если во время полета теряется багаж, ответственность за это должна нести авиакомпания. "Пассажир должен быть в состоянии доказать, на какую сумму ему был причинен ущерб", - говорит юрист Беате Вагнер из центрального бюро потребителей земли Северный Рейн-Вестфалия. "Если пассажир сохранил все чеки от покупки одежды, то в этом случае не составит труда рассчитать стоимость содержимого его багажа", - говорит Вагнер. В принципе, речь идет о том, что во время деловой поездки в чемодане находится более дорогая одежда, чем в багаже человека, едущего в отпуск.
Согласно монреальской конвенции, международному соглашению в области авиаперевозок, авиакомпании несут ответственность за утерянный багаж, но здесь существует верхняя граница, и она проведена довольно низко: 100 так называемых специальных прав заимствования на одного пассажира. Стоимость этих специальных прав заимствования определяется ежедневно с учетом валютного курса. Келли Сандерленд на своем опыте узнала, насколько быстро можно достичь этой верхней границы. В ее случае максимальная сумма возмещения составила 1200 евро, но когда она подсчитала стоимость содержимого своего чемодана, то получилось около 4 тыс. евро, из-за подарков и платья, которые были в потерявшемся чемодане. Тот, кто берет с собой дорогие вещи, должен подумать и о заключении договора страхования багажа.
"Международные директивы - это одно. А то, что действительно хорошо для пассажиров - совсем другое", - говорит Сандерленд о своем деле. Она очень недовольна: вместо того чтобы побеспокоиться о выплате компенсации, представители авиакомпаний United Airlines и Lufthansa пытались сначала свалить вину друг на друга.
Обычно, с помощью багажной квитанции со штрих-кодом, которая крепится к чемодану, и наклеенного на посадочный талон ярлыка удается установить, где в настоящий момент находится потерявшийся багаж. Однако штрих-коды считаются уже устаревшими, поскольку они недостаточно надежны. Если код недостаточно четко напечатан или поврежден во время погрузки, он не считывается, а багаж исчезает в глубинах аэропортов.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), настаивает на том, чтобы ее члены ввели в эксплуатацию систему Radio Frequency Identification (RFID). Чемоданы во время регистрации снабжаются наклейками со встроенными микрочипами, которые не так быстро становятся непригодными для распознавания, как штрих-коды. Американская авиакомпания Delta Air Lines планирует перейти на RFID со следующего года, другие авиакомпании пока опасаются затрат на переоборудование используемых ими аэропортов. Lufthansa уже опробовала RFID и выразила свою "заинтересованность" в установке этой системы. Однако когда конкретно это случится, пока неясно.