На этой неделе после реставрации открылся вестибюль станции "Курская-кольцевая" московского метрополитена. Специалисты восстановили "оригинальный сталинский шик" этого сооружения, в том числе выбитую позолоченными буквами строчку из советского гимна, в которой "прославляется советский диктатор". С точки зрения корреспондента The New York Times Софьи Кишковски, это новое слово в дебатах о роли Сталина в российской истории.
"При Путине... представление о Сталине стало менее однозначным, чем в момент падения коммунизма". Нынешний премьер "старается объединить царистские, советские и постсоветские элементы российской истории в гладкое повествование", продолжает Кишковски.
Мощный импульс дискуссия вокруг образа Сталина получила нынешним летом, когда Парламентская ассамблея ОБСЕ в своей резолюции уравняла советского руководителя с Гитлером. Многие россияне, для которых Великая Отечественная война - это сюжет "почти священный", почувствовали себя оскорбленными, и правительство осудило резолюцию.
"По характерному для России мистическому совпадению" в четверг не стало Сергея Михалкова, автора всех трех версий советского гимна, в том числе и той, которая цитируется в ротонде станции метро "Курская-кольцевая". Начальник московского метро Дмитрий Гаев на церемонии открытия заметил, что раньше в вестибюле стояла еще и статуя Сталина.
Все респонденты The New York Times, чье мнение приводится в статье, в том числе и 15-летний москвич Денис Вязников, оценили результаты ремонта положительно. Председатель правления московской правозащитной организации "Мемориал" Арсений Рогинский придерживается другого мнения: "Это реставрация сталинистского мифа... под предлогом восстановления архитектуры первой половины XX века", - сказал он в интервью американскому изданию, добавив, что миф этот "очень опасен".