Первая высадка американских астронавтов на Луне была не столько гигантским скачком для всего человечества, как назвал ее Нил Армстронг, сколько гигантским ударом по СССР и переломным моментом холодной войны, полагает обозреватель Globe and Mail Пол Коринг. "Человечество, в том числе даже американцы, вскоре потеряло интерес к прогулкам по Луне. Спустя три года, после еще 5 посадок на Луне, почти никто не опечалился, что программу "Аполлон" в 1972-м досрочно закрыли", утверждает автор.
Запуск первого спутника и полет Гагарина стали неприятным потрясением для американцев. Президент Кеннеди поклялся: до конца 60-х Америка "доставит на Луну человека и благополучно вернет его назад на Землю". "Астронавты и космонавты сделались гладиаторами чудовищно дорогостоящей, крайне рискованной гонки", - пишет автор. В итоге Армстронг водрузил флаг США на Луне - "вонзил кинжал в советские помпезные утверждения о неизбежной победе современного человека социализма", по выражению обозревателя.
Советские программы пилотируемых полетов на Луну и Марс были прекращены. "Советская ракетная техника не располагала необходимыми устройствами, советская экономика не могла обеспечить финансирование", - полагает автор.
Надпись на табличке, оставленной на Луне Армстронгом и Олдрином, гласила: "Мы пришли с миром от имени всего человечества". "Это были нежные сантименты, не соответствующие геополитической реальности", - замечает автор. На Луне побывали только американцы, причем лишь один не был действующим или бывшим военнослужащим. NASA, формально гражданское ведомство, работало в тесной связке с американской военной космической программой.
Поражение СССР в космической гонке было предвестьем дальнейших экономических и политических неудач, полагает автор.
Ныне идея исследования космоса на пилотируемых кораблях практически отмерла, считает обозреватель. Корабли-роботы вроде марсохода Curiosity обещают намного больше научных достижений при значительно меньшем риске.