Тома Гомар, директор по стратегическому развитию Французского института международных отношений (IFRI), в статье для Le Figaro анализирует последние сообщения, касающиеся России. Три недавних события свидетельствуют о замешательстве, которое часто окружает Россию во Франции, пишет автор. Автор предлагает рассмотреть позиции России по сирийской проблеме, по ВТО и по делу Pussy Riot, которые недостаточно изучены.
По сирийскому вопросу Россия настаивает на четырех пунктах: военное сотрудничество с Дамаском, риск региональной дестабилизации, принцип невмешательства, опасность распространения радикального исламизма. В международном плане вето Москвы объясняется кампанией в Ливии. Российские власти осознали свою слабость в области обычных вооружений в сравнении с коалицией под руководством Лондона и Парижа, поддерживаемой Вашингтоном, подчеркивает ученый. "Зато позиция России, которая осуждает непоследовательность западных стран в свержении режимов без необходимой подготовки к политической трансформации, находит отклик", - пишет Гомар. "Таким образом, условия применения силы играют главную роль: мы также должны помнить, что Кремль всегда устанавливает прямую связь между дипломатическим влиянием и военной мощью", - отмечает исследователь.
По мнению автора, дело Pussy Riot не дает возможности предсказывать длительность существования режима Владимира Путина. Внутри страны судебная система была выставлена на посмешище тремя девушками. Процесс был охотно представлен как возвращение к временам СССР, даже к инквизиции, обозревателями, которые путают диссидентство с ситуационизмом, говорится в статье. Широкое освещение процесса в СМИ, возможно, не соответствует реальному политическому влиянию Pussy Riot, отмечает исследователь. За пределами России ущерб серьезен. В течение многих лет российские власти стремились создать имидж более привлекательной России. За несколько недель Pussy Riot свели на нет эти усилия, пишет ученый. "Нет никаких сомнений, что этот случай будет способствовать сохранению негативного образа России на Западе", - подчеркивает Гомар.
Россия была единственной страной G-20, которая не являлась членом ВТО. Автор отмечает две тенденции. В 2010 году Китай занял первое место по объему импорта в Россию, обогнав Германию и Францию. Восточная политика России будет укрепляться. "Кроме того, находясь между растущим Китаем и стагнирующей Европой, Кремль займется перезапуском процесса региональной интеграции вокруг крепкого ядра Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном", - подчеркивает исследователь.
Чтобы понять Россию, необходимы два подхода, считает Гомар. С одной стороны, постоянные усилия по оценке событий. С другой стороны, реалистичная политика, способная сочетать силу, имидж и тенденции - слова, которые характеризуют три проанализированные темы, заключает ученый.