"По словам арабских и западных официальных лиц, "Исламское государство Ирака и Леванта" управляет на подконтрольных территориях в Сирии и Ираке самодостаточной экономикой, незаконно добывая нефть и облагая данью минимум 8-милионное население, что делает ИГИЛ богатейшей террористической группировкой и беспрецедентной угрозой", - пишут корреспонденты The Wall Street Journal Нур Малас и Мария Аби-Хабиб.
Источники финансирования ИГИЛ ставят страны западного и арабского мира перед дилеммой: нажим на экономическую деятельность организации может привести к гуманитарному кризису на захваченных ею землях. "Можно ли помешать "Исламскому государству" захватывать активы? Вообще-то нет, потому что у него уже полно активов, - рассказал изданию один из борцов с терроризмом. - Так что необходимо разрушить торговую сеть. Но если препятствовать торговле, скажем, продовольствием, то есть риск обречь на голод тысячи мирных жителей".
"От Ракки в Сирии до Мосула в Ираке суннитские радикалы из ИГИЛ управляют вымогательской системой, практикуя ежедневные поборы с бизнеса и с крестьян, за проезд в общественном транспорте и за "крышу" для христиан и других религиозных меньшинств, которые решились жить под властью боевиков, а не бежать, утверждают жители этих областей, специалисты по ИГИЛ и отслеживающие ситуацию правительственные чиновники", - говорится в статье.
"ИГИЛ также ведет бизнес с людьми из регионов, правительства которых пытаются искоренить "Исламское государство". С захваченных территорий группа контролирует продажу нефти, пшеницы и древностей, породившую обширный "серый" рынок, на котором встречаются такие неожиданные покупатели, как сирийский режим или шиитские и курдские бизнесмены из Ливана и Ирака, сообщают западные чиновники, а также сирийцы и иракцы, едва знакомые с получившими распространение бизнес-операциями".
Выкуп за заложников также является для группировки крупным источником дохода, но гораздо менее стабильным, говорится в статье.
По мнению экспертов, ИГИЛ - продолжатель традиций "Аль-Каиды" в Ираке", которая в свое время стала богатейшим ответвлением "Аль-Каиды", благодаря местным податям и вымогательству.
"В то время никто не мог совершить ни бытовую, ни деловую сделку, не заплатив: даже грузовик не мог просто так проехать по дороге, - вспоминает Абу Ханиех. - Эта стратегия извлечения прибыли на местах продолжается".
По оценкам сирийской оппозиции и иракских властей, под властью ИГИЛ ныне находятся около 8 млн человек. Члены одной из семей, оказавшихся на захваченной территории, рассказали журналистам о своей первой встрече с представителями халифата: "Представившиеся членами ИГИЛ бойцы заявили, что теперь управляют городом и что у них есть данные о том, сколько акров земли и другого имущества имеется у их семьи".
"Они потребовали платы золотом, серебром или другими драгоценными материалами за урожай будущего года, который мы только собирались посеять", - поведал один из членов семейства. При этом плата зависела от размера земельного надела, а не от урожая.
Важнейшая статья доходов ИГИЛ - нефть, говорится далее: "В Сирии инсургенты контролируют восемь нефтяных и газовых месторождений в муфахазах Ракка и Дейр-эз-Зор, сообщают ранее контролировавшие их сирийские повстанцы. Сырьем из этих залежей они, опять-таки, торгуют с людьми из стран, которые с ними воюют. Тяжелую битумную нефть продают в среднем по 26-35 долларов за баррель местным торговцам, через границу в Ирак или новоиспеченным НПЗ, которые финансируют турецкие, ливанские и иракские бизнесмены, утверждают участвующие в торговле сирийцы и ливанцы".
В МИДе Турции заявили, что количество конфискованной властями вдоль турецко-сирийской границы нефти выросло на 300% по сравнению с началом сирийского восстания в 2011 году. "Мы пытаемся понять, как это можно остановиться, но границу очень тяжело патрулировать", - заявил высокопоставленный сотрудник внешнеполитического ведомства.
Еще один внешний источник доходов ИГИЛ - пожертвования зажиточных суннитов из стран Персидского залива - сокращается по мере того, как правительства этих стран увидели в организации угрозу территориальной безопасности, сообщают журналисты.
Ранее в этом месяце ООН добавила в свой санкционный список шесть человек, которые, по данным организации, вербовали бойцов для ИГИЛ и "Фронта ан-Нусра" или финансировали эти группировки. "При введении любых новых санкций следует сохранять равновесие между необходимостью пресечь финансирование ИГИЛ и гуманитарными потребностями людей, страдающих под гнетом "Исламского государства", - полагает Александр Эванс, глава команды ООН по изучению источников прибылей ИГИЛ.
Мохаммад Нур аль-Акра и Джо Паркинсон приняли участие в написании данной статьи