Как подтвердили в правительстве России, затонувшие останки АПЛ "Курск" будут подняты со дна Баренцева моря и отбуксированы в порт приписки неподалеку от Мурманска следующим летом, в ходе международной операции, которая обойдется в 54 млн. фунтов стерлингов.
Технические детали еще должны быть уточнены, однако ожидается, что корабль водоизмещением 24 тысячи тонн будет поднят со дна моря с помощью огромного судна-платформы, которое будет располагаться непосредственно над "Курском".
Источники вчера сообщили, что, скорее всего, положение "Курска" будет стабилизировано при помощи специально построенных понтонов, и лодка будет отбуксирована в сухой док на Кольском полуострове.
В понедельник вице-премьер России Илья Клебанов, координирующий политику Кремля в отношении подъема "Курска", заявил, что спасательная операция будет проведена в будущем году, несмотря на ее возрастающую стоимость. С тех пор, как лодка затонула в августе этого года, оценочная стоимость работ по подъему "Курска" почти удвоилась, однако предполагается, что половину суммы выделят другие страны.
Лодка длиной 508 футов затонула на глубине всего 350 футов. Поэтому первоначально (во время неудачной спасательной операции) хотели поднять ее корму - вместе с оставшимися в живых - на поверхность, поставив "Курск" на развороченный нос. ВМФ России обсуждал также возможность поднятия лодки на поверхность с помощью 400-тонных понтонов, прикрепленных к обеим сторонам корабля.
Спустя четыре месяца россияне воспринимают катастрофу как урок, свидетельствующий о слабости ВПК, созданного в советские времена, а исправившийся ВМФ приветствует любую иностранную помощь, чтобы выполнить свое обещание и поднять лодку вместе с телами 106 погибших моряков.
Российская, голландская, американская и норвежская компании сформируют консорциум, с которым будет заключен контракт на подъем "Курска", - заявил Клебанов, однако все более вероятно, что основная тяжесть работ ляжет на голландскую сторону. "Smit International" и "Heerema" - две фирмы, специализирующиеся на проведении морских спасательных операций и базирующиеся в Нидерландах, где есть подходящее судно-платформа, тщательно изучали возможность подъема лодки. Это исследование, финансируемое правительством Нидерландов, обошлось в 127 000 фунтов стерлингов.
Обе компании принимали также участие в разработке планов по подъему "Комсомольца" - другой советской АПЛ, затонувшей на большей глубине в 1981 году.
"Комсомолец" так и не был поднят, однако "Курск", скорее всего, будет, принимая во внимание политическое давление в самой России и международную решимость предотвратить ядерную катастрофу в одном из наиболее оживленных мест лова рыбы.
Инженеры из Нидерландов и ЦКБ "Рубин", сконструировавшего "Курск", обсуждают вопрос о том, следует ли пропустить стропы под корпусом лодки или подсоединить тросы, проделав в нем отверстия.
По мнению официального представителя фонда "Курск" (он базируется в Брюсселе), оба варианта возможны, однако второй может быть применен только в том случае, если корпус сохранил прочность. Даже первый вариант рискован, поскольку во время подъема корпус может развалиться.
"Курск" оказался на дне моря в результате по крайней мере двух взрывов. Экологи опасаются, что второй взрыв, эквивалентный двум тоннам тротила, мог повредить оболочку двух ядерных реакторов, так что существует серьезная угроза потенциальной утечки в окружающую среду таких радиоактивных элементов, как уран, плутоний, цезий и стронций.
Наблюдения, проводившиеся до сих пор российскими и норвежскими экологами, не зарегистрировали "всплеска" уровня радиоактивности, однако глава фонда "Курск" Рио Праанинг настаивал на том, что нельзя ничего оставлять на дне моря, и что все другие варианты вскоре окажутся недостаточными.
Американское участие в спасательной операции, скорее всего, ограничится деятельностью норвежской дочерней компании техасской фирмы "Халлибертон", которую возглавлял избраный вице-президент США Ричард Чейни до своего участия в президентской гонке в паре с Джорджем Бушем.
США - единственная страна, у которой есть судно, специально предназначенное для подъема потерпевших аварию АПЛ. В 1973 году миллиардер Говард Хьюджес тайно построил "Glomar Explorer" для ЦРУ, чтобы поднять советскую атомную подлодку класса "Golf-II", затонувшую в 1968 году с полным боекомплектом ядерных ракет в Тихом океане неподалеку от Гавайских островов на глубине 17 000 футов. По имеющимся сведениям, идея использовать это судно для подъема "Курска" была высказана на брифинге в министерстве обороны США в августе этого года, но затем от нее отказались.
Спустя 16 лет после своей консервации неподалеку от Сан-Франциско, судно было приспособлено для использования в качестве буровой платформы в Мексиканском заливе.