Владимир Путин один пожинает лавры победителя, которые не достались Горбачеву
Он открыл путь на Запад. Немецкие политики считают его близким другом, президент США принимает его на своем ранчо, он ? символ новой России. Человек с улыбкой победителя впускает в свою страну свежий ветер, чтобы он вынес пыль из углов. Таких углов много, им просто необходим сквозняк. Ежедневно он подписывает декреты и законы. Он хочет преобразовать государство и общество, реформировать экономику. Это Михаил Горбачев? Нет, речь идет о Владимире Путине. Из второстепенного политика, выбравшего карьеру шпиона, он в течение двух лет, словно в сказке о Золушке, превратился в звезду национальной и международной величины.
Некоторые русские давно оценили достоинства президента. Поэтому они "уважают" его всеми средствами, разрешенными на государственном уровне. Летом в Челябинске пекли бисквитные торты с портретом президента из сахарной глазури. Поэты по всей стране сочиняют оды в честь кремлевского героя. Чиновники устанавливают памятные доски там, где Путин соблаговолил побывать хотя бы раз, где он остановился на отдых и зачерпнул воды. Ткутся ковры с Путиным, отливаются президентские бюсты и печатаются календари с Путиным. Его лицо ? на матрешках, на постерах, картинах, написанных маслом, на игральных картах, где его изображают в виде джокера. Ведь президент действительно побьет любую карту ? как в игре, так и в настоящей жизни.
Михаил Горбачев не снискал в своей стране такого почета. Однако на Западе популярны оба российских государственных деятеля. Их реформаторская политика проходила и проходит там "на ура". Горбачев в восьмидесятые годы открыл Советский Союз. Он дал толчок общественной революции, позволив людям путешествовать и перестав затыкать им рот. Он вместе с американцами сократил боеголовки и позволил советским государствам-сателлитам в Восточной Европе уйти на Запад, не пытаясь поставить их на место. Горбачев дал добро на воссоединение Германии. Но под конец он остался у разбитого корыта. Он проиграл.
Интуиция в Великой игре
Владимир Путин произвел впечатление на Запад своим решительным маневром от 11 сентября. Российский президент всего через несколько часов после совершения террористических актов в Америке отменил учения дальней авиации, которые планировались в направлении Северной Америки. Путин присоединился к войне США против исламистов без всяких "но" и "если". Он позволил закрыть российский разведцентр в Лурдесе на Кубе и военную базу Камрань во Вьетнаме. Он, не поморщившись, проглотил односторонний выход американцев из договора по ПРО. Еще несколько месяцев тому назад он грозил разрывом всех договоров по разоружению, а теперь объявляет, что готов к дальнейшим переговорам.
Путин с сентября больше не играет излюбленную шахматную партию российской политической элиты: если мы теряем пешку, то и вы должны сдать свою. 49-летний президент вытащил свою страну с задворок мировой политики. Вместо того чтобы ждать, пока его о чем-нибудь попросят ? как это делают маститые московские политики ? Путин сам предлагает свою помощь. С очарованием внешней скромности и глубоким знанием предмета. Российский президент больше не пытается что-либо выторговать и выглядит при этом блестяще: как победитель 2001 года на внешнеполитической арене.
Почему вполне сопоставимая политика Горбачева и Путина давала до сих пор такие разные результаты? Может, Путин просто более ловкий? И что делают при этом традиционно крайне воинственные силы, так называемые "ястребы"?
Различия бросаются в глаза сразу. В отличие от Горбачева, который пошел в сторону Запада единолично, сегодняшняя Россия объединилась вокруг своего президента. Основные темы после 11 сентября ? это путинизм чистой воды: борьба против террора, угрозы со стороны исламистских организаций, "закалка" государства и общества полицейскими методами, спецслужбами и антитеррористическими законами, поход против "Талибана" и поддержка морально загнивающих режимов в Средней Азии. Путин использует такого рода тактику с тех пор, как он в 1999 году отправил на Кавказ бомбардировщики и танки, чтобы отвоевать Чечню. Запад, кажется, удивительным образом принимает во внимание предостережения со стороны России и начинает мыслить по-новому.
Поэтому российскому президенту больше не нужно престижа ради и в угоду родной публике выступать в Вашингтоне против так называемых учителей, которые поучают глупых русских, как поступал в свое время Борис Ельцин. Сегодня Москве выпала исключительно важная роль. В мире меняющихся альянсов Путин ориентируется лучше, чем в однозначных отношениях Востока и Запада, которые существовали до 11 сентября. Показательно, что американцы не прибегли к помощи НАТО, хотя эта организация объявила о своей союзнической позиции. Путин между тем инстинктивно и молниеносно опять ввел свою страну в Великую игру. В определении будущего Афганистана он на первом месте ? благодаря влиянию Москвы на победивший Северный альянс, а также постоянному членству России в Совете безопасности ООН, решение которого уже совсем не то, что в случае войны в Косово. Российские спасатели развернули свой лагерь в самом Кабуле, тогда как американские морские пехотинцы на юге и востоке Афганистана все еще гоняются за Усамой бен Ладеном.
Кабул, Кавказ, Каспийское и Черное моря ? все эти регионы Владимир Путин считает зоной российских интересов. Для начала он приостановил начатый Горбачевым медленный отход с юга России. Он всегда готов к разговору и знает значительно больше, чем говорит. Во время визита на Украину несколько дней назад он приветствовал президента соседней страны и поздравил его с рекордным 9-процентным ростом украинской экономики. Леонид Кучма удивленно поблагодарил его и сказал: "Новые данные предоставили мне только сегодня утром". Путин невинно улыбнулся: "А мне ? вчера вечером".
Что делают так называемые "ястребы"?
Путинский имидж пользуется успехом в России. Свою политику в отношении Запада Путину легче пропагандировать дома, чем в свое время Горбачеву. Последнего советского партийного лидера неожиданно, после предложения о радикальном сокращении вооружений в конце 1988 года, покинул министр обороны. Апологеты советской системы, которые мерили величие своей страны в танках и ракетах, объединились против западного курса Горбачева. Их негодование вылилось в путч 1991 года. Сегодня никто из соратников Путина даже шепотом не решается возражать против поворота на Запад. Московская элита делает вид, что согласна с этим курсом, и берет назад свои слова, произнесенные еще вчера. Даже суматошный националист Владимир Жириновский, провозгласивший после событий 1999 года в Косово "третью мировую войну против Вашингтона", заявил недавно об окончании противостояния Востока и Запада.
Путин ? представитель этой элиты. В десятую годовщину победы над путчистами в августе 1991 года он не проронил ни слова, и сказал этим все. Путина, в отличие от Горбачева, никто не считает нерешительным человеком, а наоборот, последовательным реставратором вертикали власти. Он не из тех, кого перемелет борьба между "демократами" и "советскими патриотами". Но он тот, кто может урезонить упрямых финансовых магнатов и принадлежащие им СМИ при помощи подвластных ему судей. Он не партийный демагог, как последний советский президент, который на своем южнорусском крестьянском наречии бесконечно повторял утомительно громкие фразы, он глава государства, который провозглашает лозунги на блестящем русском языке. Нынешний лозунг таков: "учиться у Америки ? значит, учиться побеждать".
Однако как это ни парадоксально, в этой стратегии имеется риск для Путина-победителя. Джордж Буш расторжением договора по ПРО продемонстрировал, что Америка и в будущем не намерена советоваться с Путиным. Брюссель планирует расширение НАТО за счет балтийских государств, при этом вопрос о предоставлении Москве права голоса в альянсе по-прежнему оспаривается. В адрес Путина было произнесено много любезных слов, но что может быть поставлено ему в заслугу в России? И сохранится ли интерес американцев к России, если изменится военная ситуация? Путин настойчиво предостерегает от нападения на Ирак. Понятно, с какой целью: с Багдадом Россия подписала экономические соглашения на общую сумму в 40 млрд. долларов. Путин не хочет ? как когда-то Горбачев ? когда-нибудь оказаться с пустыми руками. Он должен доказать молчащим скептикам, что западный курс гарантирует России успех на долгие годы. Положение победителя обязывает.