Распространенное представление, что умирающие люди могут отложить свою смерть в связи с важными датами, попросту не соответствует действительности - об этом говорят результаты исследования раковых больных в США.
Почти каждый их нас слышал когда-нибудь историю о ком-то, кто исключительно за счет силы воли цепко держался за жизнь до определенной даты. И различные исследования отдельных категорий населения, казалось, не противоречат этой идее.
Но когда Донн Янг, исследователь-онколог из государственного университета Огайо в Коламбусе в прошлом году накануне Рождества побеседовал с репортером, который писал об онкологических больных, "опровергающих науку", его это не убедило.
Поэтому он приступил к собственному исследованию, изучив больше 300 тысяч жителей Огайо, умерших от рака между 1989-м и 2000 годом, и используя базу данных по смертям в Огайо. Рассматривая Рождество, День благодарения и день рождения пациента в качестве "особых дат", Янг проследил, нет ли спада в уровне смертности за неделю до этих дат и, соответственно, скачка через неделю после них.
В отчете о результатах исследования, опубликованном в Journal of the American Medical Association ("Журнал американской ассоциации медиков"), он пишет, что не обнаружил никакого эффекта. "У смерти не бывает каникул", - говорит он.
Янг предполагает, что возникновение этого мифа связано с избирательностью памяти. Истории о близких людях, которые "держались" до того времени, когда праздники пройдут, запоминаются лучше, чем истории о дяде, который отошел в мир иной в середине ноября.
Это открытие может кого-то разочаровать, но Янг смотрит на это иначе. "Люди говорят, что это расследование уничтожает сказку, но я воспринимаю это не так. Людей тяготит мысль, что они обязаны дожить до Рождества, а это исследование доказывает, что "несвоевременная" смерть - это не недостаток самодисциплины. Смерть придерживается своего собственного расписания и не присылает уведомлений на карманный компьютер или электронный органайзер".
Исследование Янга не отменяет вероятности, что некоторые люди способны за счет какого необъяснимого процесса отложить момент своей смерти до более удобного времени. Но, поскольку на результаты исследования они никак не повлияли, можно предположить, что такие люди составляют меньше 1%, говорит Янг.
Дэвид Филипс, социолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который писал о феномене отложенной смерти в некоторых сообществах, говорит, что, возможно, эта цифра примерно соответствует действительности. Он говорит также, что онкологические больные - это не та категория людей, где наблюдается это явление. Он говорит, что чаще всего наблюдал это у людей с хроническими заболеваниями сердца.
Филипс понимает скептицизм Янга. "Если нет разумного объяснимого механизма, то поверить в этот феномен очень трудно. Следующим шагом следует найти такой биологический механизм".
Янг говорит, что выбрал раковых больных, потому что, в отличие от уровня смертности от болезней сердца, уровень смертности от онкологических заболеваний стабилен в течение года. Смертность от сердечных заболеваний по каким-то неизвестным причинам достигает пика зимой. Однако он говорит, что при беглом просмотре данных среди больных хроническими заболваниями сердечно-сосудистой системы он тоже не обнаружил никакой закономерности, свидетельствующей о наличии феномена "отложенной смерти".
Если праздничный сезон как-то и отражается на уровне смертности, то, скорее, это связано с людьми, которые умирают внезапно. В Рождество больше людей умирают от инфаркта, чем в любой другой день, - таковы результаты последнего исследования Филипса.
Однако это, предполагает автор исследования, связано не столько со стрессом, сколько с тем, что люди не обращаются вовремя к врачу, не желая нарушать рождественское настроение.