Несколько лет назад Маргарет Дэдсуэлл, 78-летняя медсестра на пенсии, вынуждена была дать подписку о неразглашении государственной тайны, запрещающую ей раскрывать информацию, значимую для национальной безопасности.
Причина в том, что, как и ряд других деревенских жителей, миссис Дэдсуэлл косвенным образом связана с Центром ядерного оружия - британским управлением по разработке атомных вооружений, который, по большей части, мирно сосуществует с местными жителями. Из-за крайней важности работы центра - он занимается разработкой и созданием ядерного оружия - все его сотрудники обязаны давать подписку о неразглашении. С некоторых людей, вроде миссис Дэдсуэлл, не являющихся сотрудниками центра, но посещавших его территорию и помогающих ему в местной работе, также требуют подписку.
Однако в последние недели сверхсекретное управление открыто показало, чем занимаются его лаборатории. Именно специалисты этого центра установили, что бывший агент российской разведки Александр Литвиненко, скончавшийся 23 ноября, был отравлен полонием-210. Сейчас ученые центра играют важнейшую роль в расследовании Скотланд-Ярдом предполагаемого убийства, проводя проверки на наличие радиации в местах, которые Литвиненко и его знакомые посетили в предыдущие недели.
Например, в день смерти Литвиненко представители центра и Скотланд-Ярда направились в отель Millennium в районе Мэйфейр, где он встречался с двумя своими знакомыми 1 ноября - в день, когда заболел. Там сотрудники центра обнаружили явные следы присутствия полония - элемента, существующего в природе, но становящегося смертельно опасным при специальной обработке.
Пресс-секретарь Центра ядерного оружия признает, что полоний обнаружили сотрудники центра, однако отказался комментировать дальнейший ход расследования.
Местные жители, некоторые из которых называют центр просто "Атом", привыкли к его секретности. Это главный источник рабочих мест в данной части Западного Беркшира, района невысоких холмов к юго-западу от Лондона. По данным центра, он вносит в местную экономику около 313 млн долларов в год. У него примерно 4 тыс. сотрудников, сотни людей работают на договорной основе - на этом фоне деревня Олдермастон кажется карликом. Деревня с населением около 500 человек вся сгруппировалась вокруг главной улицы, вдоль которой тянутся коттеджи из красного кирпича, - эта улица идет от паба "Оленья голова" к деревенским полям.
Некоторые жители деревни говорят, что их беспокоит возможная опасность для здоровья и порой раздражает, когда с территории центра под усиленной охраной выезжает конвой машин со знаками, предупреждающими о наличии радиоактивных материалов. Однако многие местные жители не обращают на это внимания и шутят, что светятся в темноте. В целом, по их словам, им известно о том, что центр старается следить за состоянием окружающей среды в районе.
Пенсионерка Джен Чепмен живет со своим мужем около строго охраняемого входа на территорию центра. Она говорит, что часто видит людей в белых костюмах с масками на лицах, которые берут пробы воды из подземного стока на улице возле ее дома.
Джон Сарридж, местный мастер, делающий крикетные биты, говорит, что воду из ручья возле его мастерской проверяют каждую неделю. А Роб О'Брайен, член приходского совета, управляющего делами деревни, говорит, что каждые пять лет сотрудники центра обследуют ее со счетчиками Гейгера на предмет радиации.
"Они ходят везде и говорят что-то вроде: "Вы не возражаете, если мы оставим это у вас в саду?" - рассказывает мистер О'Брайен. - Я говорю: "Да, никаких проблем".
В обзоре оборонных учреждений за 2005 год британское Агентство по охране окружающей среды и другие правительственные группы по обеспечению безопасности, проверив водостоки и качество продовольствия в районе, пришли к выводу, что центр оказывает минимальное воздействие на окружающую среду.
За сорок лет с момента своего открытия центр практически не принимал участия в жизни местного населения, отгородившись от него металлическим трехметровым забором с колючей проволокой. "Все знали, что он связан с атомным оружием", но не более того, рассказывает Алан Кейгер-Смит, местный гончар, живущий в Олдермастоне с 1941 года.
По словам местных жителей, примерно за последние пять лет управление предприняло множество усилий для установления отношений с ними. Это началось примерно в то же время, когда контракт министерства обороны на управление учреждением был в 1999 году передан частным и общественным учреждениям BNFL Group, американской оборонной компании Lockheed Martin Corp. и Serco Group PLC. Контракт был оценен в 3,7 млрд долларов.
За последние несколько лет начальная школа Цедерс в Олдермастоне получила премии на сумму почти 6 тыс. долларов в научных конкурсах, спонсированных центром. Эти деньги были потрачены на книги, программы и цифровые микроскопы, рассказывает директор Джейн О'Холлорен.
Она добавляет, что родители, работающие на центр, помогают школе, если нужно одолжить оборудование вроде проектора или модели человеческого скелета. "Для маленькой школы вроде нашей это отличная возможность", - рассказывает миссис О'Холлорен.
Несмотря на растущее взаимодействие, по словам многих жителей, они знают: не нужно слишком активно расспрашивать о том, чем занимаются сотрудники центра, даже если это ваши друзья. "За кофе люди не говорят о работе", - рассказывает местная жительница Салли-Энн Мартин. Однако управляющего директора центра Дона Кука, американского ядерщика из Lockheed Martin, в деревне уже привыкли видеть.
Мисс Мартин устроила вечеринку у себя дома по случаю приезда мистера Кука и его жены Пегги, где присутствовало около 20 жителей. Мистер Кук проявил интерес к истории деревни и жизни ее обитателей, говорит мисс Мартин.
Местных жителей живо беспокоил вопрос о демонстрантах, которые часто приезжают из других городов и устраивают у ворот центра акции протеста против создания ядерного оружия.
Кроме того, мистер Кук посетил два крупнейших ежегодных деревенских события: летний конкурс овощей и рождественское представление, которое местные прихожане разыгрывают в старинных костюмах на средневековом английском языке.
Офис мистера Кука за всеми комментариями отправляет в пресс-службу Центра ядерного оружия. Пресс-секретарь сообщает, что центр прилагает усилия к развитию хороших отношений с населением.
Однако ряд трений между деревней и центром остается. Местные жители опасаются, что планы центра по расширению и развитию построек на своей территории приведут к усилению дорожного движения. Они добиваются от местного совета строительства объездной дороги вокруг деревни. Жители признают, что шансы на успех, по крайней мере в краткосрочной перспективе, малы. Однако они намерены добиться для деревни хотя бы каких-то уступок: например, предупреждающих знаков возле школ и создания велосипедной дорожки.
По поводу последнего Дэвид Шерт, председатель приходского совета, настроен оптимистично: центр также не откажется от велосипедной дорожки для своих сотрудников, чтобы они могли добираться до ближайшей железнодорожной станции.