Правительства разных стран мира ищут новаторские способы для создания рабочих мест в условиях глобального спада, отмечает The Wall Street Journal. В Грузии власти избрали оригинальный метод - реалити-шоу на телевидении, пишет журналист Джо Паркинсон. Каждое воскресенье в эфир выходит передача "Возьми на работу, найди работу", где безработные и потенциальные магнаты представляют свои бизнес-планы на суд жюри.
Судей четверо - три директора банков и мэр Тбилиси. Глава банка "Либерти" Владимир Гургенидзе - бывший премьер-министр Грузии, другой судья, директор Банка Грузии Ираклий Гилаури, - брат нынешнего премьера. "Мэр, Георгий Угулава, по всеобщему мнению, в 2013 году будет баллотироваться в президенты, когда его политический наставник Саакашвили сложит с себя полномочия", - говорится в статье.
Передача идет в прайм-тайм и имеет один из высочайших рейтингов на грузинском телевидении. Среди участников недавнего выпуска были специалист по дезинсекции (он просит кредит, чтобы обклеить свой фургон шкурками тараканов) и человек, который хочет построить отель в форме летающей тарелки ("он сказал, что вступил в контакт с инопланетянами"). Один из победителей - студент духовной семинарии, предложивший проект "Розового такси" для женщин (таксисты - тоже женщины).
Критики говорят, что это телешоу - фактически государственное предприятие, призванное помочь режиму Саакашвили устранить его "ахиллову пяту" - высокий уровень безработицы (официально - 15,5%, по данным на сентябрь).
Как пишет газета, программа финансируется мэрией Тбилиси, а призовой капитал распределяется банками, но поручителем тоже выступает правительство города. Победителям дают кредиты под 6% годовых (средняя ставка по кредитам в Грузии - 20%). Жюри также может предложить должности на госслужбе, места на государственных учебных курсах или бесплатную аренду муниципальных участков земли.
Угулава, выпускник философского факультета, в прошлом журналист, председательствует в жюри и объявляет имена победителей. Неудачников он иногда трудоустраивает, заключает с ними контракты или дает им советы.
Например, композитор Бачуки Бахтадзе хотел открыть плавучий банкетный зал. Жюри заключило, что в Грузии на банкетах много пьют, так что в плавучем зале гости окажутся в опасности. Правда, мэр пообещал Бахтадзе место экскурсовода.
"В передаче Угулава также рекламирует новейшие сооружения общественного назначения, построенные в Тбилиси", - отмечает автор. В последние недели показали новое водохранилище, а также строительство колл-центра по чрезвычайным ситуациям и проект шоссе.
По словам критиков, грузинские власти посредством этого проекта стараются повысить свою популярность накануне парламентских выборов и укрепить имидж мэра на президентских выборах. Аналитик Коба Турманидзе считает, что это умная политика: мэр укрепляет свою репутацию реформатора, создающего рабочие места.
Со своей стороны, мэр Угулава отрицает, что передача призвана повысить его популярность. По его словам, задача - насаждать рыночный менталитет среди грузин. "Передача определенно не популистская, поскольку я вынужден многим отказывать, а политики не любят говорить "нет", - заметил мэр.