Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 февраля 2001 г.

Маркус Венер | Frankfurter Allgemeine

В России партии безвластны, а власть предержащие беспартийны

В Германии все жалуются на всесилие политических партий, а в России, напротив, партии не имеют практически никакого влияния. В России президент беспартийный, премьер-министр беспартийный и все министры тоже. Парламент не назначает правительство, и поэтому парламентские фракции не несут никакой ответственности за его деятельность. ?Наш парламент или не оказывает абсолютно никакого влияния на политику, как в настоящее время, или же он играет деструктивную роль, воюя с правительством. И все потому, что у него нет никакой власти. Ведь вместо парламентской республики у нас в России существует суперпрезидентство?, - говорит депутат Государственной Думы Владимир Рыжков.

А он знает, о чем говорит. Ведь 34-летний Рыжков, напоминающий школьного отличника, заседает в российском парламенте уже семь лет. Рыжков - звезда российского политического небосклона 90-х гг., бывший вице-спикер Государственной Думы и председатель фракции ?Наш дом - Россия?, которая, проиграв последние парламентские выборы, влилась в проправительственное ?Единство?. Однако путинские вассалы вскоре исключили инакомыслящего Рыжкова из своих рядов, потому что он позволял себе критиковать президента. При всем этом Рыжков очень хорошо относится к новому президенту, считая его кристально-честным, даже ?исключительным? человек, который искренне стремится вывести Россию из кризиса. Однако, по мнению Рыжкова, у нового российского президента возникают проблемы с пониманием сущности демократии. ?Путин не понимает значение гражданского общества, федерализма и парламентаризма. Он верит в сильное государство, царя в Кремле и старую иерархию?, -говорит Рыжков.

Рыжков уверен: чтобы вывести Россию из кризиса, нужно осуществлять процесс демократизации государства, вместо попыток восстановить централизованное государство. Важно, по мнению Рыжкова, чтобы парламент имел право принимать решения о составе правительства. В такой четко выраженной президентской республике, как Россия, это возможно даже без изменения Конституции. Об этом свидетельствует опыт Франции. Там формально министров назначает президент, однако на практике со времен президента Миттерана все определяет парламентское большинство. Если бы такая практика сложилась и в России, то парламент получил бы не только больше власти, но и ответственности, считает Рыжков.

Для такого демократического преображения России, по мнению Рыжкова, президент и министры должны быть членами политических партий. На Западе это типичная практика, в России пока исключение. Политик, становясь министром, как правило, выходит из партии. ?У нас нет различий между политическим руководством и бюрократией. На Западе бюрократический аппарат исполняет приказы связанного со своей партией министра, а у нас в России бюрократия определяет политику?, - говорит Рыжков. Поэтому, по его мнению, России срочно необходимо провести реформу, чтобы разделить политику и бюрократию. А осуществить ее можно только при наличии широких полномочий у политических партий.

Об усилении политических партий говорит и сам президент Путин, внесший в Думу новый законопроект, целью которого является резкое сокращение численности действующих на территории России политических партий. Согласно новому законопроекту, политическая партия должна будет насчитывать как минимум 10 тыс. членов и осуществлять деятельность на большей части территории страны. Государство будет оказывать партиям финансовую поддержку.

По мнению Рыжкова, в действительности, закон нацелен не на укрепление политических партий, а на то, чтобы у ?беспартийного государства? была возможность контролировать и распускать их. Новая инициатива Путина стоит в одном ряду с другими попытками российского президента создать в стране систему ?управляемой демократии?.

Президент уже сократил полномочия Совета Федерации, а Думу пока оставил в покое. Однако как только популярность президента начнет падать, Дума снова вернется к реализации старой ?ельцинской модели?, блокируя все законодательные инициативы президента и правительства. Коммунисты и так уже заговорили о вотуме недоверия правительству.

В том, что политические партии будут финансироваться государством, в принципе нет ничего плохого, считает Рыжков. Однако, предусмотренные дотации настолько минимальны, что они едва смогут покрыть 1% партийных расходов. А вот установление минимальной численности членов партии приведет лишь к тому, что партии начнут ?покупать? себе членов. Рыжков и ряд других депутатов внесли альтернативный законопроект, который, по их мнению, сможет минимизировать вред путинского закона. ?Впрочем, проект Путина я считаю собранием глупостей, но не трагедией?, - говорит Рыжков. Гораздо хуже, по мнению депутата, то, что президент слепо верит в государство, не понимая, что в России государство является ?проблемой, а не средством ее решения?. Путин собирается укрепить старое, нереформируемое государство, и верит, что таким образом он решит проблемы страны. Президент делает ставку одновременно на сильное государство и либеральную экономическую политику. Однако в длительной перспективе такая экономическая политика не может проводиться в условиях авторитарного государства, говорит депутат.

Однако Рыжков пока не собирается ставить на Путине крест. По словам депутата, Путин, находящийся всего год на президентском посту, хорошо понимает, что важно для России. Он осознает значение регионов, местного самоуправления, частной собственности на землю. Возможно, скоро Путин осознает также, что общество важнее государства, а парламентская демократия эффективнее власти суперпрезидента.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru