Среди четырех крупных государств, имеющих в северо-восточной Азии стратегические интересы, Россия до сих пор обладала наименее ясной позицией.
Китай после Корейской войны (1950-1953гг) считается союзником Северной Кореи, и оба государства поддерживают тесные отношения.
То же самое можно сказать о Южной Корее и США, входящих в один военный союз.
Политическое влияние Японии в регионе не столь очевидно, однако это островное государство с мощной экономикой является основным торговым партнером и кредитором для обоих государств Корейского полуострова.
Президент России Владимир Путин с самого начала стал проводить более активную политику в азиатско-тихоокеанском регионе. Во время своего первого визита в Южную Корею российскому президенту удалось сделать большой шаг вперед: он сумел сделать южнокорейского президента Ким Дэ Джуна своим союзником в борьбе против планов американцев развернуть систему ПРО. В совместном заявлении руководители обоих государств подчеркнули значение советско-американского договора по ПРО 1972г., назвав его ?фундаментом стратегической стабильности?. Только сейчас президент Южной Кореи впервые высказал свое отношение к планам американцев.
Критическое отношение Сеула к американским планам особенно важно с учетом того, что США объясняют свою инициативу по ПРО, в том числе, угрозой, исходящей от Северной Кореи. Активность Вашингтона в области ПРО, в свою очередь, вызвала резкую реакцию в Пхеньяне. В Северной Корее снова заговорили о возобновлении ядерных испытаний, если правительство США не откажется от своих намерений.
Угрозы Пхеньяна косвенно вредят южнокорейскому президенту Ким Дэ Джуну, приоритетным направлением политики которого являются мирные переговоры и разрядка на Корейском полуострове. Президент России, зная это, предложил в Сеуле способствовать проведению диалога между двумя Кореями. Северную Корею Путин посетил еще в июле прошлого года. Тогда российскому президенту удалось оживить двусторонние отношения, сильно пострадавшие после распада Советского Союза. Путин является единственным главой зарубежного государства, помимо президента Китая, у кого есть прямая телефонная связь с северокорейским лидером. По всей видимости, российский президент собирается и дальше развивать отношения с Северной Кореей, чтобы заставить Пхеньян отказаться от своей военной программы и лишить США важного аргумента, объясняющего необходимость создания ПРО.
Южная Корея присоединилась к остальным государствам азиатско-тихоокенского региона, критически настроенным против планов создания ПРО. Китай последовательно отвергает американские планы, считая их угрозой своей национальной безопасности. Пекин опасается, что США при поддержке Японии смогут взять под прикрытие своего ракетного щита и Тайвань, который КНР продолжает рассматривать как часть своей территории.
Япония первоначально высказалась за анализ американской инициативы. Однако постепенно критические голоса противников американских планов стали раздаваться и здесь, несмотря на то, что совсем недавно российские самолеты нарушили воздушное пространство Японии, а два года назад Северная Корея произвела запуск ракеты над территорией японских островов. Японо-американские отношения сильно пострадали после того, как американская подводная лодка потопила японское рыболовецкое судно. Однако в настоящее время в правительстве премьер-министра Мори много внутренних проблем, поэтому до прихода к власти нового кабинета министров не следует ожидать изменения внешнеполитического курса страны.
Путин, зная о внутренних проблемах японского правительства, отложил на неопределенное время запланированную на март встречу с премьером Мори. Вместо Японии Путин отправится во Вьетнам, чтобы и там найти себе союзника в борьбе с планами США.