Когда-то его имя попало в заголовки газет - он изгнал из своего ресторана саму Джоан Коллинз, заодно с попавшим в черный список рецензентом. Теперь Гордон Рэмзи, шеф-повар, известный крутым характером, не пускает туда собственных детей. Говорит, что не хочет, чтобы они стали кулинарными снобами. Пусть сначала попробуют, чем потчуют в закусочных вроде Макдональдса, а уж потом пробуют такие яства, как черная икра и омар.
Рэмзи, ресторан которого, названный его именем, является одним из двух в Британии, удостоенных в путеводителе Мишлен трех звезд, заговорил об этом во время интервью по поводу того, что он собирается участвовать в приготовлении пищи для танзанийских бездомных детей по благотворительной программе target=_blank>Comic Relief этого года.
Разговор с журналистами происходил в ресторане Рэмзи, расположенном в отеле Claridge's - одной из исторических достопримечательностей Лондона. "Доступ сюда им запрещен, - сказал он. - Ни один из моих детей не войдет в ресторан, пока ему или ей не исполнится 15 лет". Запрет распространяется на все рестораны, которыми Рэмзи владеет. Объяснение следующее: "Я хочу, чтобы они поняли, что такое суррогатная пища. Пусть знают, что такое пицца, что такое бутерброды "мистер хруст". Я не хочу, чтобы они выросли кулинарными снобами".
Бывший футболист "Рэйнджеров", он считает, что его младшие - четырехлетняя Миган, трехлетние близнецы Джек и Холли и годовалая Матильда - не должны привыкать к изысканной кухне. "Я сам рос в очень суровых условиях, - сказал он, - у нас еды никогда вдоволь не было. Никаких там закусок, основных блюд и пудинга на десерт. Я поднялся с самого низа, и чего бы я ни достиг, это сделано тяжким трудом. Мои дети непременно должны это хорошенько усвоить. Для них не составило бы проблемы устроить себе день рожденья в Claridge's, но я этого не позволю".
Однако итальянец Джорджио Локателли, ведущий кулинарной телепередачи и автор кулинарных книг, шокирован откровениями Рэмзи. Сам он всячески поощряет знаменитостей, обедающих в его ресторане Locanda Locatelli в центре Лондона, получившем недавно звезду Мишлен, приходить туда со своими детьми.
"Не пускать детей в хорошие рестораны - стратегия опасная, - сказал он. - Есть риск, что их вкус будет навеки испорчен привычкой к слишком жирной и пересоленной пище быстрого приготовления. Биг-Мак? Мои дети, которым шесть и четырнадцать, даже не знают, на что это похоже".
По мнению Локателли, у британцев "неверное отношение" к присутствию детей в ресторанах. "Гордон - бизнесмен, - поясняет он. - Сначала на поприще футбола, теперь это рестораны. А я вырос в нашем семейном ресторанчике в Коргено (это деревня на севере Италии). Еда - это моя жизнь, моя страсть. С самого детства я рос на самых изысканных ресторанных блюдах, и именно потому по сей день сохранил любовь к хорошей кухне".
Локателли не считает необходимым выделять в меню отдельный раздел для детей. "Шестилетний мальчик любит спагетти, поэтому я даю ему то же, что взрослым, только меньшую порцию, и меньше беру денег с его отца". Детские меню обычно состоят из "вздора, а не нормальных блюд". Шеф-повар, в книгах которого приведены рецепты отличных блюд для детей - например, рыбные фрикадельки из морского черта или колбаски с полентой (кукурузной кашей) - говорит, что понимание разницы между добротной едой и едой суррогатной - вовсе не снобизм. "Это развивает тонкий вкус. Есть разница со снобизмом ".
Он призвал Рэмзи еще раз подумать о своем запрете. "Чего стоит атмосфера наших ресторанов, если мы не будем рады там детям? Дети, пришедшие в ресторан, - это счастливые дети, а ресторан, где есть дети, - это счастливое место".
Представитель путеводителя по ресторанам Мишлен нашел, что мнение Рэмзи отражает чисто британское отношение к делу. В самом деле, в Британии появление детей в ресторане приветствуется меньше, чем где-либо в континентальной Европе. "Особенно эта разница заметна в странах Средиземноморья, - сказал он, - где даже в самых дорогих ресторанах гордятся тем, что среди посетителей есть дети, и, применяясь к их вкусам, выделяют им специальное меню".
Однако Стивен Хайд, профессиональный повар, который читает лекции в Westminster Kingsway College, где проходил подготовку знаменитый Джеми Оливье, считает, что Рэмзи прав, потому что лишь после десяти лет ребенок в состоянии оценить изысканное блюдо.
"Вкусовые сосочки на языке изменяются по мере того, как ребенок растет. До восьми-девяти лет они наиболее чувствительны к сладкому, а кроме того, дети судят еду в первую очередь по тому, как она выглядит, - отсюда и необходимость яркой, бросающейся в глаза упаковки".
"Порой отношение детей к еде определяется воспитанием и давлением со стороны взрослых, но природу со счетов тоже не сбросишь".