На прошлой неделе Дума приняла пакет законов о реформировании российского электроэнергетического сектора. Это очень своевременная мера. Закон поможет правительству президента Владимира Путина, которое в последнее время начало выказывать неуверенность в области реформирования самой неэффективной части российской экономики.
Принятый закон позволяет (в разумной мере) надеяться на (более или менее) упорядоченный переход к (частично) свободному рынку к концу 2005 г. (по крайней мере в европейской части России). Многочисленные поправки к закону затуманили масштабы и временные рамки дерегулирования с целью лишить коммунистов средств нападения в преддверии выборов в Думу, которые пройдут осенью этого года. Однако правительству будет несложно вернуться к прерванной работе, когда у него появится желание это сделать.
Если бы законы не были приняты, оппоненты реформы воспряли бы духом, а ее сторонники задумались бы, стоит ли им так стараться, если результаты их усилий ни к чему не приводят. Теперь правительство может уверенно взяться за другие сектора, реформировать которые будет не менее сложно.
В частности, государственный "Сбербанк" нарушает равновесие в российском банковском секторе. Правительство и "Газпром" не могут договориться о том, как им либерализовать рынок газа и прекратить разрушительное субсидирование потребителей. Железные дороги сидят без денег, несмотря на то, что тарифы уже повышены до такого уровня, который наносит ущерб производителям, перевозящим свои товары по огромным просторам России.
До принятия закона об электроэнергетике многие обозреватели опасались того, что процесс реформ приостановлен, возможно, до 2004 г., когда Путин должен быть переизбран на второй срок. Они преувеличивали.
В течение первых двух лет правления Путина возникло обманчивое впечатление, что реформы можно провести быстро и безболезненно. На самом деле правительство начало работать в тех областях, где был наименьший риск задеть чьи-либо интересы и наибольшие шансы повысить уровень жизни. Были приняты законы о понижении налогов и упрощении налоговой системы, о гарантировании обеспечения для будущих пенсионеров без ухудшения условий жизни сегодняшних, о праве собственности на землю для частных лиц и компаний и так далее. Путин получил репутацию реформатора, никого не обидев.
Потом начались сложности. По оценкам Роланда Нэша, главного экономиста московского банка Renaissance Capital, объемы скрытого субсидирования экономики в форме искусственно заниженных цен на газ и электроэнергию составляют 10,9 млрд долларов в год. Невозможно избавиться от этого субсидирования безболезненно для населения, не рискуя лишиться центристского прокремлевского большинства в парламенте.
В большинстве случаев ускорить процесс можно было за счет увольнений. Таким образом были отправлены в отставку глава правления "Газпрома" Рем Вяхирев, министр МПС Николай Аксененко, глава Центрального банка Виктор Геращенко. Они были заменены "своими" менеджерами (которые на 20 лет моложе). Одна из причин того, что в области реформы электроэнергетики удалось добиться большего прогресса, чем в других сферах, состоит в том, что Анатолий Чубайс, назначенный главой РАО "Единая энергетическая система" в 1998 г., начал заниматься этой реформой на три года раньше своих коллег. На то, чтобы уговорить - или уволить - непокорных подчиненных, у него ушло два года.
Алексей Миллер, глава "Газпрома", проделал только половину этой работы. Большую часть своих первых 21 месяца пребывания в должности, он занимался возвращением в компанию активов, которые бесстыдно выводились на сторону прежним руководством. Лишь на прошлой неделе Миллер уволил Николая Горновского, главу предприятия "Межрегионгаз", отвечавшего за внутренние продажи. Как показал внутренний аудит, результаты работы Горновского были очень плохими.
Миллеру удалось добиться больших успехов в области возвращения активов. Чубайс взялся за раздел ЕЭС со всем пылом убежденного идеолога свободных рынков. "Газпром" Миллера отказывается признать, что опыт энергетических реформ в других странах доказал, что транспортировка газа должна быть отделена от добычи, чтобы можно было гарантировать всем равный доступ к рынкам. Две недели назад, в ходе празднования десятилетия "Газпрома" Путин сказал, что компания не будет разделена (покритиковав газовиков за низкие результаты работы).
В области реформирования электроэнергетики правительство выказало несгибаемую верность основному принципу, а потому его отказ делать то же самое с "Газпромом" несколько удивляет. Раздел "Газпрома" представляется перспективой настолько отдаленной, что на прошлой неделе компания смогла получить на фондовом рынке десятилетний кредит на сумму 1,75 млрд долларов, хотя если следовать принципам логики и справедливости, компания должна быть разделена гораздо раньше.
Нельзя сказать, что без "Газпрома" в его нынешней форме нельзя будет обойтись. "Газпром" - это убыточная и высокомерная монополия, которая стремится защищать свои привилегии. Ее существование спасает от полного обнищания многие отдаленные города и регионы, но в целом компания приносит выгоду только своим руководителям и узкой группе импортеров, поставляющих газ в Европу. Раздел "Газпрома" не представляет опасности для энергетической безопасности России и Европы. Чем скорее разработкой газовых резервов России начнут заниматься частные нефтяные компании, которые уже продемонстировали свою способность работать эффективно, тем лучше.
Ситуация в Центральнм банке уже улучшилась, хотя новому главе ЦБ Сергею Игнатьеву удалось добиться не самых лучших результатов в течение первого года пребывания на посту. Вселяет оптимизм то, что он перешел на более либеральные валютный режим и денежную политику. Его попытки реформировать банковский сектор сталкиваются с организованным сопротивлением.
Руководство "Сбербанка" препятствует введению схемы страхования депозитов, из-за которой он может лишиться своей монополии на хранение сбережений граждан. Центральный банк хочет создать новую систему, чтобы ускорить процесс восстановления доверия граждан к банковской системе и дать им возможность вложить миллиарды долларов, спрятанные под матрасами, в экономику. ЦБ хочет использовать схему страхования депозитов в качестве способа борьбы с "карманными банками" - черными ящиками, а не реальными банковскими учреждениями, - с помощью которых компании-собственники управляют своими капиталами. Пока не введена система страхования депозитов, у ЦБ нет эффективного способа отделить зерна от плевел.
Правительству Путина предстоит решать проблемы, которые не менее сложны, чем уже решенные. Тот факт, что ему удалось добиться принятия закона о реформе электроэнергетики, дает основания верить, что оно сможет добиться принятия и других законов. Процесс будет постепенным, задачи будут решаться по очереди. Российский опыт революционных реформ последнего века показывает, что этот подход не так уж плох.