Скоро у Саддама Хусейна не останется родственников, находящихся на свободе. В воскресенье иракское правительство подтвердило сообщение об аресте одного из сводных братьев свергнутого диктатора, Сабауи Ибрагима аль-Хасана ат-Тикрити.
Этот человек, возглавлявший иракскую тайную полицию во время войны в Заливе и подозреваемый в финансировании повстанческих группировок, занимал 36-е место из 55 в знаменитой карточной колоде иракских деятелей, разыскиваемых американцами. В тюрьме он присоединится к двум своим братьям - Ватбану Ибрагиму аль-Хасану и Барзану Ибрагиму аль-Хасану. Последний, хорошо известный в Женеве, где он занимался личными делами Саддама Хусейна, был - наряду с Али Хасаном аль-Маджидом - одним из главных лиц, которые должны были предстать в декабре перед судьями Особого трибунала, созданного для проведения процессов над высшими руководителями прежнего режима.
Сегодня главным разыскиваемым в Ираке является еще один родственник Саддама - бывший вице-президент Иззат Ибрагим ад-Дури, голова которого оценена в 10 млн долларов. В общей сложности из списка в 55 человек десять все еще находятся в бегах.
Обвиняется весь клан. Этот арест показывает, что через два года после американской интервенции от клана Саддама мало что осталось. Американские следователи и иракские судьи пытаются лишить этот клан всех возможностей для маневра и доказать его вину в преступлениях, совершенных после захвата власти в стране бывшим диктатором в 1979 году. О безжалостных методах этого клана в деталях рассказывается в последнем докладе организации Human Rights Watch, посвященном второй бойне в Басре, устроенной в 1999 году Али Хасаном аль-Маджидом.
В докладе Human Rights Watch подробно прослеживается цепочка исполнения решений, действовавшая при диктатуре. Али Хасан, прозванный "Али-химиком" за свое участие в газовой атаке против курдов в марте 1988 года, фигурирует в этом документе как главный человек, отдававший приказы во время жестокого подавления шиитского восстания, поднятого великим аятоллой Садром, который был убит в феврале этого года. Все свидетельствует о том, что "люди из Тикрита" контролировали иракские спецслужбы, а режим имел откровенно клановую подоплеку. "Али Хасан отвечал за южный сектор, - отмечают авторы доклада. - Один из его методов заключался в том, чтобы разрешать членам семей баасистов, пострадавших от восстания, самим мстить за себя". Другим командующим, действовавшим в южном секторе, был Махди ад-Дулайми, также родственник диктатора. Чем больше было преступлений, тем крепче был "договор на крови", связывавший их виновников.