Российский парламент подчинил ФСБ все органы власти
Российский парламент принял новый антитеррористический закон, который передает ФСБ далеко идущие полномочия. Кроме того, президент Путин подписал указ о создании влиятельного комитета под руководством главы спецслужб.
Результат был однозначным: когда в воскресенье в третьем и последнем чтении российский парламент принимал закон "О противодействии терроризму", за него проголосовало 423 депутата и только шесть - против. Но все же, насколько закон окажется эффективным, вопрос спорный - зато очевидно, что в сочетании с новым кремлевским указом власть ФСБ сильно расширяется.
В соответствии с новым законом ФСБ во время проведения антитеррористических акций сможет без дополнительных санкций прослушивать или отключать телефоны, изымать квартиры и автомобили, а также объявлять запретными зонами улицы или целые городские кварталы. Приказам ФСБ должны подчиняться также подразделения министерства внутренних дел и армии - а военная авиация, к примеру, в случае похищения самолета должна повиноваться приказу ФСБ о его уничтожении.
Приказам должен подчиняться даже премьер-министр
Еще 15 февраля президент Владимир Путин подписал указ номер 116: если до сих пор борьбой с терроризмом руководил премьер-министр России вместе с министром внутренних дел и главой спецслужб, то в дальнейшем ею будет руководить исключительно директор ФСБ Николай Патрушев как председатель нового Национального антитеррористического комитета. Для работы в нем будет привлечено 300 сотрудников спецслужб, в основном за счет увеличения штата.
Правда, в комитет также входят все ключевые министры и спикеры обеих палат парламента. Однако все важные решения принимает директор ФСБ - например, о руководстве штабов антитеррористическими операциями на национальном и региональном уровнях. Приказы этих штабов в будущем станут обязательными к исполнению для всех российских министерств и ведомств - включая армию и премьер-министра.
Антитеррористический комитет будет действовать не только в случае кризиса, под руководством Патрушева он станет разрабатывать всю антитеррористическую политику, включая новые законы. При этом всем министерствам, губернаторам, чиновникам и неправительственным организациям вменяется в обязанность предоставлять ему любую информацию и оказывать всестороннее содействие.
Распространение информации - это тоже терроризм
Власть нового комитета и, соответственно, ФСБ распространяется тем сильнее, чем больше расширяет понятие "терроризм" закон, принятый в воскресенье Думой: "Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении органов государственной власти или международных организаций, а также иные действия, создающие опасность гибели людей либо наступления иных общественно опасных последствий". К последним, в частности, относится распространение информации из Чечни, не устраивающей Кремль: недавно в Нижнем Новгороде был осужден правозащитник Станислав Дмитриевский якобы за пропаганду терроризма. Речь идет "не только о борьбе с террористическими проявлениями, но и о профилактике, о противодействии терроризму и ликвидации его последствий", так глава ФСБ Патрушев объяснил в "Российской газете", что он собирается использовать все свои полномочия главы Национального комитета.
То, что в новом антитеррористическом комитете главе ФСБ подчинен даже министр внутренних дел, показывает, что в государстве спецслужбам отводится руководящая роль, заявил Виктор Илюхин, заместитель председателя оборонного комитета Госдумы. Комитет, возглавляемый ФСБ, наделен правом вмешиваться в деятельность любого государственного органа. "ФСБ становится государством в государстве, это очень опасно", - говорит депутат. Игорь Родионов, бывший министр обороны России, а сегодня парламентарий, считает ошибочной направленность нового закона и деятельности комитета, которые Кремль и спецслужбы выдают за составную часть борьбы с "международным терроризмом". "На самом деле у нас на Северном Кавказе идет гражданская война".