Все-таки приходится признать, что все дело в пузырьке. Это краеугольный камень странного мира, способного сбить с толку всех. Особенно ученых. Впрочем, законы физики и химии, обеспечивающие существование пузырька, придают ему уникальные физические свойства. Потому что пузырек нахальным образом обманывает взгляд. Пример: кажется, что он круглый, как шар (что действительно так, когда он один), но в большинстве случаев - а именно в пене - он предпочитает принимать форму кубика. За тонкой и хрупкой внешностью пузырек прячет целые сокровища. Он - один из волшебников так называемой мягкой материи, одновременно прочной и текучей: он образует пену, которая способна сохранять свою форму в пространстве, но может и течь, когда это от нее требуется.
Пузырек - это прежде всего воздух или любой другой газ, заключенный в тонкую мембрану. Если это пена от мыла или стиральных порошков, оболочка пузырька состоит из молекул, которые, если посмотреть на них в микроскоп, похожи на булавки с круглой головкой и длинным острием. Головку неудержимо влечет к воде, в которую она обожает погружаться, тогда как кончик отказывается даже прикоснуться к ней. В присутствии воды все эти молекулы-булавки окунаются головками в воду и, прижимаясь друг к другу, образуют тонкую гибкую пленку, способную закрываться и удерживать воздух либо другие тела. Мыло очень богато такими молекулами-булавками - этакими маленькими ракетами, жадными до всего, что покрыто жиром.
Рецепт 4000-летней давности. Кто был первым человеком (скорее всего, это была женщина), который - наверняка случайно - смешал животный жир с золой и заметил, что при добавлении небольшого количества воды эта смесь начинала пениться и очищать грязь? История не сохранила ни его имени, ни даты сделанного им открытия. Известно лишь, что этот рецепт существовал более 4000 лет тому назад. И в принципе именно он лежит в основе изготовления того, что называется твердым или жидким мылом, гелем для душа и пены для ванн (в основном нефтехимического происхождения).
Один из самых известных сортов мыла - так называемое "марсельское" мыло - обязано этим названием своему составу, а не месту изобретения. Вот его компоненты: сода, оливковое масло и капля лимонного сока. При изготовлении мыла (именуемом сапонификацией) смесь солей натрия с жирными кислотами оливкового масла создает знаменитые молекулы-булавки.
Когда кусок мыла трут влажными руками, образуется эмульсия между водой, мыльными молекулами-булавками и... частичками грязи. Для молекул-булавок это желанная добыча. Они тут же нападают на эти частички и окружают их, оставляя головки в контакте с водой. Таким образом, образуется пузырьки трех видов: "чистые" (содержащие только воздух), "менее чистые" (содержащие воздух и небольшое количество грязи) и "грязные" (в которых много грязи и мало воздуха). "Менее чистые" пузырьки не так стойки, как "чистые", и живут недолго, тогда как "грязные" пузырьки очень малы по размеру и незаметны. Таким образом, при равном количестве мыла чистая вода дает более устойчивую и обильную пену, чем грязная вода.
Больше грязи - меньше пены. Варьируя ингредиенты мыла и их пропорцию, можно производить различное количество пены. Мыло, оставляющее больше пены на руках и теле, пользуется большим коммерческим спросом, чем то, которое не обладает таким эффектом, хотя их мылкость от этого не зависит. И если обильная пена только приветствуется у товаров, используемых для личной гигиены, она совершенно не нужна в стиральных порошках для машинной стирки. А значит, в порошки нужно вносить добавки, делающие пузырьки непрочными и тем самым ограничивающие образование пены.
Этот эффект можно наблюдать всякий раз, когда мы принимаем душ или пользуемся шампунем. Чем грязнее наше тело, тем труднее получить обильную пену. А потому маленький совет для любителей: не стоит покупать мыло с добавками для увеличения пенообразования - достаточно помыться... уже будучи чистым. Ох уж эти пузырьки!