Спустя шесть с половиной лет после трагедии все еще циркулируют многочисленные теории о природе терактов. Очередная конференция на эту тему пройдет сегодня в Женеве
Стена Пентагона пробита ракетой, пустые самолеты, управляемые с пульта, теракты, заказанные Вашингтоном или "Моссадом"... Спустя шесть с половиной лет после терактов 11 сентября 2001 года эти события все еще вызывают множество вопросов и порождают экстравагантные слухи. Книги, документальные фильмы и блоги анализируют произошедшее и выдвигают гипотезы, подвергая сомнению официальную версию.
Показ фильма 9/11 Press for Truth в конце января привел к созданию во франкоговорящей Швейцарии ассоциации "11 сентября под вопросом". В этот четверг группа проводит в Forum Meyrin конференцию на тему: "Нефтяной пик, 11 сентября 2001 года и война с терроризмом: какая связь?". Это шанс зацепиться за целую серию противоречий американского расследования. "Мы - обычные граждане, - отмечает Ришар Голе, президент ассоциации. - Здесь есть ученые, члены НПО... Меня, как специалиста по материалам, очень интересуют неправдоподобные технологии, фигурирующие в американском отчете, посвященном терактам, но мы предпринимаем этот шаг еще и в память о жертвах - в Нью-Йорке, Афганистане и Ираке. Они имеют право знать".
"Если эти теракты действительно были организованы за пределами США, вполне законно будет создать международный трибунал, который займется расследованием и осудит виновных", - отмечает Тьерри Мейсан, символическая фигура в деле пересмотра последствий терактов и автор книги "Большая ложь". Создателя мировой информационной сети Voltaire Network называют "теоретиком заговора" - он считает, что такой карикатурный образ несправедлив.
"После события подобного масштаба рассказывают массу вещей, как убедительных, так и отвратительных, - говорит Вероник Кампьон-Винсан, социолог и автор книги "Параноидальное общество: теории заговора, угрозы и сомнения". Есть много маленьких историй, чудесных совпадений, как, например, рассказ о человеке, выбросившемся из одной башни и оставшемся в живых. Потом появляются теории. В одной говорится, что теракты были запланированы израильтянами, потому что в тот день во Всемирном торговом центре не было ни одного еврея. Другая, напротив, утверждает, что 11 сентября Манхэттен покинули все водители такси - в большинстве своем арабы".
Геополитический спор
В конечном итоге версии сводятся к двум основным: либо теракты были подготовлены внешними врагами, но в США об этом знали, либо это был внутренний заговор ведущей мировой державы. "Все это свидетельствует о стремлении радикально пересмотреть международное соотношение сил и американскую политику, во многом инспирированную событиями 11 сентября 2001 года, - считает Антуан Виткин, один из авторов документального фильма "11 сентября не было". - Некоторые, впрочем, считают, что американцы могут быть только палачами, а ни в коем случае не жертвами. Гамма версий варьирует от крайних левых до крайних правых, считающих, что все в мире происходит в результате серии заговоров, франкмасонских или сионистских". "Если снять всю ответственность за теракты 11 сентября с "Аль-Каиды", бомбардировки Афганистана теряют всякий смысл, как и изменение внешнеполитического курса западных стран", - отмечает политолог Эммануэль Таиб.
Промахи администрации Буша в освещении событий после 11 сентября, пробелы в докладе комиссии по расследованию, а также ложь Вашингтона в связи с иракской войной, по мнению скептиков, оправдывают недоверие к официальной версии. "Тот факт, что все эти загадки приводят к войне, - идеальный сценарий для любителей заговоров", - признает Эрик Лоран, автор книги "Скрытое лицо 11 сентября".
Расследование как игра
И хотя поводов - или мотиваций - для сомнения предостаточно, может показаться удивительным, что они с прежней силой проявляются спустя столько лет после событий. Японский и европейский парламенты совсем недавно рассматривали этот вопрос. Таким образом, отголоски 11 сентября - и интерпретация произошедшего - все еще слышны по всему миру.
Руководитель Международного наблюдательного комитета по терроризму Ролан Жакар усматривает в толковании событий игровое измерение: "Архитекторы и ученые цепляются за этот сюжет. Речь идет не столько об опровержении американской версии, сколько о том, чтобы развлечься, раскладывая факты по полочкам. Это интеллектуальная конструкция, всемирная игра, в которой многие не прочь принять участие. Благодаря интернету в пазле постоянно появляются новые детали. А каждый новый факт влечет за собой другой".