От взятия Бастилии до краха коммунизма - ложь, в отличие от правды, легко прокладывает себе дорогу, пишет Пьерлуиджи Баттисти в статье, которую публикует сегодня Corriere della Sera. Говорят, что правда "носит революционный характер". Но очень часто во время великих смут фаворитом становится ложь - вместе со своим союзником: теорией заговора, утверждает автор.
"Так, в Ливии синдром заговора объединился с фабрикацией лжи. Мировая общественность, как выяснилось, не способна понять, что революция не может быть лишь результатом заговора. Впрочем, как и чистой идеей. Парадокс заключается в том, что в Италии в этот раз правая пресса выступает с антиамериканскими выпадами: восстания в Тунисе, Каире, Бенгази и Триполи представляются как мятежи, подготовленные спецслужбами Вашингтона. В издании Il Giornale можно прочесть: "Следует иметь в виду, что целью пропаганды, распространяемой по всему миру, является отрыв Ливии от Италии для того, чтобы завладеть ливийской нефтью, инфраструктурами и стратегическими позициями". В газете Libero Бат Йеор (Bat Ye'or) (британская гражданка, родившаяся в Египте, специалист в области истории христианских и еврейских меньшинств в мусульманских странах) пишет: "Мне кажется, что эти люди получили приказ кричать: "Хотим свободу и демократию". Приказ? От кого? Естественно, от того, кто держит в своих руках все нити мусульманского заговора, целью которого является установление контроля над арабскими странами и вторжение в Европу армии иммигрантов, зараженных вирусом ислама. Странное совпадение, подобную интерпретацию использовал в своих интересах тот же Каддафи, когда обвинял "Аль-Каиду" в том, что она "подсадила на наркотики молодых ливийцев, вышедших на площади", - пишет автор статьи.
"У сторонников теории заговора в голове не укладывается, что за волнениями в арабских столицах нет никакого центрального командования, которое все контролирует. В середине XIX века перед лицом пожара, одновременно охватившего европейские столицы в 1848 году, консерваторы объясняли такую подозрительную и непонятную синхронность влиянием "главного врага" - масонства. В крахе Советского Союза и его восточных сателлитов тоже сложно было увидеть внутренний коллапс, самоуничтожение системы, которая казалась нерушимой. Кто стоял за этим драматическим дряхлением коммунистического гиганта?" - пишет Батиста.
"Сегодня интернет, рай для сторонников теории заговора, переполнен рассуждениями, как империалистический монстр дестабилизирует арабские режимы ради своих темных интересов. Интернет-сообщества в дни ливийских событий стали инструментом безмерных, неконтролируемых и фальшивых преувеличений, - говорится в статье. - Ложь стала распространяться по миру, когда перестали действовать фильтры контроля и проверки. Каддафи - деспот и кровавый тиран, но якобы 10 тыс. погибших и 50 тыс. раненых за один только день - это слишком, даже если сравнить с количеством жертв бомбардировок Ковентри и Дрездена. И потом, эти общие могилы - фальшивые могилы, как те, что породили в 1989 году черную легенду о Тимишоаре, которая должна была служить доказательством невероятной жесткости Чаушеску".
"Нет необходимости в преувеличениях: Каддафи не в первый раз демонстрирует беспредельную жестокость и деспотизм. Нет необходимости и в конспирологических теориях", - подытоживает автор статьи, полагая, что "в очередной раз правда стала жертвой истории".