Михаил Пиотровский, уже почти 20 лет являющийся директором Эрмитажа, убежден, что для руководства музеем необходимо балансировать на грани провокации и дипломатии. "Дипломатия имеет ключевое значение, потому что крупные музеи - средство улучшения международных отношений. Но мы должны также воспитывать хороший вкус, - отметил Пиотровский в интервью El País. - Например, если кто-то предлагает устроить каток на Дворцовой площади, это такое варварство, что даже не подлежит обсуждению. (...) Есть вещи, которые можно делать, и есть такие, которые нельзя, это понятно, если есть какой-то культурный уровень. Есть искусство, а есть зрелища. Наша обязанность - показать эти оттенки во всех странах, где мы осуществляем свою деятельность. И в этом мы должны быть провокаторами. Мы не можем опускаться на волну доктора Спока, воспитывая детей".
Михаил Пиотровский отметил, что люди, пришедшие к власти в России в начале 2000-х годов, "не понимают основ; это люди, пришедшие в политику из бизнеса" и не видящие разницы "между своими личными и общественными интересами". "Они применяют в политике те же принципы и правила, которые применимы к бизнесу. Они, конечно, не мафиози, но они не понимают, что в таких странах, как Россия, есть общие интересы, выходящие за рамки их выгоды. Путин немного исправил ситуацию. Он, как и мы, считал, что для укрепления российской культуры необходимо апеллировать к институтам со значительным историческим весом, которые не дадут стране броситься в объятия шоу-бизнеса и поп-культуры", - сказал Пиотровский.
"У Путина хороший вкус, - признал он. - Проблема в тех, кто пришел во власть молодым и не имел времени походить по музеям. Среди них есть коллекционеры, но это не то же самое. Они не придают музеям должного значения. Они считают, что на общественное мнение не должны влиять те, кто ходит по музеям, потому что их меньшинство, тогда как миллионы людей, которые смотрят исключительно телевизор, имеют больший вес. У них не нашлось времени на что-либо, кроме обогащения и прихода к власти".
Пиотровский отметил, что немного агрессивная политика, которую проводит Эрмитаж для распространения культуры с помощью своей программы "музеев-спутников", не всегда работает. "Часто это оказывается метанием бисера перед свиньями. Но мы должны выполнять свою миссию. Иногда у нас получается, иногда нет", - признал он. По его словам, музей - "институт, находящийся на полпути между Диснейлендом и церковью". "Музей - это не сакральное место, но сегодня мы должны двигаться в этом направлении, потому что мы слишком приблизились к Диснейленду", - подчеркнул Пиотровский.
Комментируя события в Египте и Тунисе, Пиотровский, арабист по специальности, отметил, что причина нынешних восстаний - стремление к "свободе и возможностям, ни больше ни меньше". Что касается разговоров о столкновении цивилизаций, это, по его мнению, "политическое оружие". "Нас так долго предупреждали об исламистской угрозе. И что мы получили? Гражданское, общественное, культурное движение, не имеющее никакого отношения к религии", - сказал он. Можно что угодно объяснять идеологией, но по сути все хотят одного - процветания и прогресса, убежден Пиотровский.
По его словам, во времена Петра Великого русский народ сделал выбор: стать ближе к Европе, чем к Азии. "Это было правильное решение. Наш музей своим существованием обязан этому выбору. Санкт-Петербург строился, исходя из этой философии. Это западный город, построенный там, где никому бы не пришло в голову строить город, чтобы продемонстрировать возможности сильной власти в этой части света, - подчеркнул Пиотровский. - Россия остается страной с двумя лицами. С одним лицом мы никто. Другое наше лицо - азиатское. Москва похожа на Стамбул, который тяготеет к Азии, но сглаживает это тяготение европейской атмосферой".
Он подчеркнул, что среди европейцев есть те, кто стремится понять Россию, но есть и те, кто настроен высокомерно. "Мы хотим, чтобы нас поняли. Но я не думаю, что мы, как считалось в эпоху Горбачева, живем в европейском доме. Нет, мы живем в одном мире бок о бок, но мы слишком большие, чтобы жить в одном доме. Мы можем быть хорошими соседями. Но понимание должно быть взаимным", - приводит его слова издание.
Отвечая на вопрос о демократии в России, Михаил Пиотровский сказал: "В чем заключается демократия? В том, чтобы следовать диктату большинства. Но большинство не всегда право. Основы нашей демократии укрепляются. Но есть много проблем. С руководителями, например. В 1990-е годы случилось так, что многие из них были преступниками, получившими право голоса". Однако эту страницу удалось перевернуть и добиться определенного равновесия, когда Путин установил некоторые рамки и восстановил в стране порядок, отметил Пиотровский. "С порядком пришли демократические гарантии, достаточные для того, чтобы страна не была ввергнута в хаос", - признал он.