Совбез ООН в ответ на кровавые события в Ливии единогласно принял резолюцию, которая запрещает полковнику Каддафи, членам его семьи и политическим союзникам покидать страну, замораживает его активы за границей и вводит эмбарго на продажу оружия. Все больше укореняется идея, что для истинно-демократических преобразований и формирования правового государства необходимо предавать суду поверженных тиранов, пишут СМИ.
Совбез ООН начинает охоту на семью Каддафи, сообщает Tribune de Genève. В субботу единогласно принята резолюция 1970, которая запрещает полковнику Каддафи, членам его семьи и окружения покидать страну, замораживает его активы за границей и вводит эмбарго на продажу оружия Триполи.
Среди 16 человек в резолюции назван и Ганнибал Каддафи, чье задержание в Женеве стало причиной швейцарско-ливийского дипломатического кризиса 2008-2009 годов, и Саиф аль-Ислам, считавшийся более умеренным политиком, но после начала протестов в Ливии призвавший к жесткому подавлению восстаний. Комментируя решения Совбеза, Саиф аль-Ислам заявил: "У нас нет денег за границей. Наша семья очень скромная, и всем это известно. Нам смешно, когда кто-то говорит о наших деньгах в Европе или Швейцарии. Это же чушь!" - цитирует издание.
Важной победой инициаторов резолюции стало учреждение Международного уголовного трибунала по Ливии, отмечает издание. Наступление на этом не закончено: Генеральная Ассамблея ООН планирует провести голосование об исключении Ливии из Совета по правам человека.
Совбез ООН нечасто принимает столь единогласные решения: ливийский диктатор Муаммар Каддафи должен будет ответить за свои преступления перед Международным трибуналом в Гааге. Бывшим президентам Туниса и Египта Бен Али и Хосни Мубараку также грозит перспектива судебных разбирательств, пишет Berliner Zeitung. Минули времена, когда экс-диктаторы могли подслащать себе эмиграцию роскошными виллами во Франции, собственными яхтами в Средиземном море и приятными покупками в Harrod's. В последние десятилетия, отмечает автор публикации Беттина Вестринг, во всем мире крепнет идея о том, что "для истинных преобразований в стране и формирования демократии с правовой государственностью необходимо предавать суду поверженных тиранов".
Важнейший шаг был сделан британскими судьями в 1999 году, когда они приняли решение о выдаче чилийского диктатора Пиночета, считает автор. После этого многие государства стали отказываться принимать у себя поверженных лидеров. "Хотя у этой тенденции есть и обратная сторона: в свое время многие восстания и гражданские войны имели менее кровавый исход именно потому, что верхушке страны, под которой пошатнулся трон, было гарантировано надежное убежище", - замечает автор.
Обозреватель The Christian Science Monitor советует Обаме, несмотря на одобренные санкции, все-таки отправить Каддафи к его ближайшему военному и политическому союзнику - "эксцентричному деспоту" Лукашенко.
Белоруссия - последняя диктатура Европы, пишет автор, и, по слухам, как в прошлом она предоставляла тайную военную поддержку Ливии в нарушение санкций ООН, так и сейчас остается поставщиком оружия, из которого расстреливают демонстрантов. Кроме того, Белоруссия является прибежищем многих деспотов, например киргизского Курманбека Бакиева. Лукашенко был готов принять и Слободана Милошевича, утверждает автор, но "Милошевич, подогреваемый иллюзией, что он сможет снова вернуться к власти, предпочел остаться в Белграде - где был в конечном итоге арестован".
"Лукашенко остается неустрашимым, он жаждет быть в центре международного внимания и смаковал бы интерес, вызванный предоставлением убежища Каддафи", - говорится в статье. "Этот отъезд стал бы лучшим и скорейшим способом прекратить кровопролитие, которое Каддафи устроил в Ливии", - считает автор.
Пока не ясно, за что выступают повстанцы, среди которых есть перебежчики из числа бывших сторонников Каддафи, монархисты и радикальные исламисты, пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung. Если Каддафи будет свергнут, то решение придется искать общими силами.
"Совместного проекта для времени "после Каддафи" не существует", - считает Ханспетер Маттес из Немецкого института глобальных и региональных исследований (GIGA) в Гамбурге. Возможно, страна погрузится в хаос, говорит он. Хотя люди и умеют организовываться в комитеты для решения задач локального управления, чему они научились за прошедший 41 год в "государстве народных масс", тем не менее им требуется политическое руководство. Некоторые наблюдатели даже не исключают, что восток отколется от остальной страны.
Пока не ясно, есть ли вообще у восстания руководство. Наличие самых разных групп, выступивших на востоке страны против Каддафи, указывает на то, что им может быть сложно объединиться. В регионах, освобожденных от Каддафи, люди то и дело вывешивают флаги периода монархии - красно-черно-зеленые, с белым полумесяцем и белой звездой по центру. Будучи, по сути, знаком старого порядка, теперь они символизируют восстание.
Тем временем одной из самых активных в прошлом оппозиционных групп на востоке страны считаются исламисты. Истинную политическую силу исламистов, в том числе "Братьев-мусульман", оценить трудно. Как считает эксперт, мнение протестной молодежи с улиц не будет учтено при разделе власти. "Молодые люди платят кровью, когда речь идет о захвате полицейских участков, однако политика делается старыми людьми", - говорит он. Эксперт также не исключает, что бывшему "Лидеру революции" будет предложен уход, позволяющий сохранить лицо, - к примеру, если он де-факто уступает власть, руководство переходит к военным и технократам из числа представителей нынешнего режима, а сам Каддафи получает символическую должность. Однако повстанцы с востока страны вряд ли смогут этим удовлетвориться, заключают авторы статьи.
В аналитической статье Пьерлуиджи Баттисти, которую публикует сегодня Corriere della Sera, говорится, что "в Ливии синдром заговора объединился с фабрикацией лжи. Мировая общественность, как выяснилось, не способна понять, что революция не может быть лишь результатом заговора. Впрочем, как и чистой идеей. Парадокс заключается в том, что в Италии в этот раз правая пресса выступает с антиамериканскими выпадами: восстания в Тунисе, Каире, Бенгази и Триполи представляются как мятежи, подготовленные спецслужбами Вашингтона". Автор отвергает эту идею.
"У сторонников теории заговора в голове не укладывается, что за волнениями в арабских столицах нет никакого центрального командования, которое все контролирует. В середине XIX века перед лицом пожара, одновременно охватившего европейские столицы в 1848 году, консерваторы объясняли такую подозрительную и непонятную синхронность влиянием "главного врага" - масонства. В крахе Советского Союза и его восточных сателлитов тоже сложно было увидеть внутренний коллапс, самоуничтожение системы, которая казалась нерушимой. Кто стоял за этим драматическим дряхлением коммунистического гиганта?" - задает риторический вопрос Батиста, рекомендуя не прибегать к конспирологическим теориям, чтобы в очередной раз правда не стала жертвой истории.
Пусть Ближний Восток и Северную Африку сотрясает народное недовольство репрессивными правительствами, но на территории бывшего СССР по-прежнему главенствуют "лидеры с железными кулаками", пишет в The New York Times Клиффорд Дж.Леви. Это должно отрезвить тех, кто думает, что свержение тирании массовым движением неизбежно порождает жизнеспособную демократию.
Лет 20 назад казалось, что бывшие республики СССР, сбросив оковы тоталитаризма, перейдут на принципы свободных выборов, многопартийности и независимых СМИ. Но распад СССР посеял хаос, и в ответ усилились автократы, обещавшие стабильность и экономический рост.
Почему же в бывших республиках СССР протестное движение не нашло отклика? На взгляд Леви, одна из причин - демографическая: "В отличие от стран Ближнего Востока, здесь население стареет и просто меньше людей, которые совершали бы мятежные поступки, свойственные молодежи". Другие причины автор усматривает в том, что по сравнению с советским режимом нынешние автократии кажутся мягче, а экономические свободы - шире.
Более того, в краткосрочной перспективе беспорядки в арабских странах даже усилили позиции автократов, говорится в статье: "Цены на нефть подскочили, что выгодно экономикам России, Казахстана и Азербайджана". Нынешняя когорта постсоветских лидеров также умело играет на страхах перед нестабильностью и нищетой.
Даже "цветные революции" на Украине, в Киргизии и в Грузии за истекший период выдохлись, считает Леви. "Одно время казалось, что Грузия идет в авангарде демократической волны. Но в 2007 году президент Саакашвили, близкий союзник Америки, жестоко подавил оппозицию. Теперь соперники говорят, что он не лучше Путина". И все же прогресс есть, считает корреспондент: 10 лет назад 81% россиян заявили в ходе соцопроса, что предпочитают порядок, а не демократию, теперь так отвечает лишь 56%.