Ближний Восток и Северную Африку сотрясает народное недовольство репрессивными правительствами, но на территории бывшего СССР по-прежнему главенствуют "лидеры с железными кулаками", утверждает The New York Times. Это должно отрезвить тех, кто думает, что свержение тирании массовым движением неизбежно порождает жизнеспособную демократию, пишет корреспондент Клиффорд Дж.Леви.
Лет 20 назад казалось, что бывшие республики СССР, сбросив оковы тоталитаризма, перейдут на принципы свободных выборов, многопартийности и независимых СМИ. Но распад СССР посеял хаос, и в ответ усилились автократы, обещавшие стабильность и экономический рост. "Разновидность демократии, которая на Западе шагнула далеко вперед, во многих из этих стран была дискредитирована", - полагает автор. Поэтому лидеры региона не опасаются повторения египетских и тунисских событий в своих странах.
Угасание демократического движения отразилось в истории с арестом нескольких российских лидеров оппозиции в Москве 31 декабря, пишет корреспондент, но массы не возмутились арестами, люди продолжали жить обычной жизнью - никакого тебе Туниса! На следующий митинг на Триумфальной, 31 января, оппозиционеры пришли с надеждой, что пример Египта воодушевит людей. Но, по оценкам автора, собралось не более тысячи человек, причем многие - весьма немолодые люди.
Почему же в бывших республиках СССР протестное движение не нашло отклика? На взгляд Леви, одна из причин - демографическая: "В отличие от стран Ближнего Востока, здесь население стареет и просто меньше людей, которые совершали бы мятежные поступки, свойственные молодежи". Другие причины автор усматривает в том, что по сравнению с советским режимом нынешние автократии кажутся мягче, а экономические свободы - шире.
Более того, в краткосрочной перспективе беспорядки в арабских странах даже усилили позиции автократов, говорится в статье: "Цены на нефть подскочили, что выгодно экономикам России, Казахстана и Азербайджана". Нынешняя когорта постсоветских лидеров также умело играет на страхах перед нестабильностью и нищетой.
Даже "цветные революции" на Украине, в Киргизии и в Грузии за истекший период выдохлись, считает Леви. "Одно время казалось, что Грузия идет в авангарде демократической волны. Но в 2007 году президент Саакашвили, близкий союзник Америки, жестоко подавил оппозицию. Теперь соперники говорят, что он не лучше Путина".
И все же прогресс есть, считает корреспондент: 10 лет назад 81% россиян заявили в ходе соцопроса, что предпочитают порядок, а не демократию, теперь так отвечает лишь 56%.