Когда разговариваешь с российскими официальными лицами о правах человека, в определенный момент они стискивают зубы, начинают смотреть на тебя холодно, и повисает неловкая пауза - значит, ты затронул табуированную тему, утверждает корреспондент журнала Time Саймон Шустер. С тем же столкнулась и Нави Пиллай, верховный комиссар ООН по правам человека, в ходе своего визита в Россию на позапрошлой неделе, поясняет автор. "Тема лечения героиновых наркоманов была встречена молчанием, а права гомосексуалистов оказались слишком щекотливой темой, о которой лучше вообще не упоминать. Но самыми табуированными были вопросы, касающиеся Северного Кавказа, особенно Чечни, которая, по распространенному мнению, считается "черной дырой" нарушений прав человека на южной границе России", - говорится в статье.
По словам Пиллай, генпрокурор РФ Юрий Чайка сказал ей: "На Северном Кавказе ничего не происходит. Теперь там все в порядке". "Подобные ответы убили диалог, мы не могли продолжать его", - заметила в этой связи сама Пиллай в интервью.
"Только в последний полный день визита, в пятницу, Пиллай услышала по-настоящему чистосердечное заявление официального лица о Северном Кавказе", - утверждает журнал. В ходе круглого стола в Петербурге слово взял Умар Джумалиев, глава аппарата омбудсмена по правам человека в Чечне. Он выступал так взволнованно, что ему было трудно выразить свою мысль. Когда журнал связался с Джумалиевым по телефону, тот сказал, что "пытался попросить Пиллай расследовать военные преступления, совершенные в Чечне в 1994-2000 годах", - говорится в статье.
"Но Джумалиев знает, каких табу избегать. Он - активист на службе чеченских властей (по этой и другим причинам независимые активисты в Москве избегают его) и не обсуждает нарушения, совершенные в его регионе с 2000 года", - пишет издание. Джумалиев сказал в интервью о Рамзане Кадырове: "Он величайший правозащитник, который у нас есть". "Даже от самых высокопоставленных лиц России можно услышать такие подобострастные и, казалось бы, несусветные замечания", - замечает автор.
На позапрошлой неделе Европарламент принял резолюцию, осуждающую правительство Путина за ряд нарушений прав человека. Но в четверг, когда Путин посетил Брюссель, тема прав человека публично не поднималась. Со своей стороны, Путин на пресс-конференции "намекнул, что его раздражает вмешательство Запада в регионах, которые, возможно, не разделяют западных ценностей".
Пиллай ожидала подобной реакции и, по ее словам, "не читала напыщенных нотаций". Она задавала вопросы о русском менталитете и ссылалась на всеобщую декларацию прав человека. "Но и этим она, видимо, ничего не достигла". Пожалуй, наибольшим разочарованием для Пиллай стала встреча со студентами МГИМО: "Студенты по большей части, казалось, бездумно вторили линии Кремля: один спросил, так ли уж нужны права гомосексуалистов, другой поинтересовался, зачем Международный суд "вмешался" в дела Судана, обвинив его президента в преступлениях против человечности", - говорится в статье. "Здесь молодежь оболванена пропагандой", - заключила Пиллай.