Недавно, когда Алексей Венедиктов захотел известить аудиторию о гонениях на "Эхо Москвы", он выбрал надежный способ привлечь внимание - написал в "Твиттер". Не прошло и часа, как тысячи блоггеров стали обсуждать новость, так что "Газпром-Медиа" и Кремль были вынуждены немедленно сделать успокоительные заявления, отмечает журналистка The Financial Times Кортни Уивер.
Кремль внезапно осознал, насколько изменилась медийная среда в России с 2000 года. Скорость и гибкость технологии социальных сетей усложняют госконтроль по сравнению с традиционными СМИ, говорится в статье.
По словам представителей интернет-компаний, накануне президентских выборов стало больше попыток вмешательства в интернет-активность со стороны государственных ведомств и неофициальных прокремлевских организаций. Как правило, российские интернет-сервисы стараются лавировать - сохранять как хорошие отношения с властями, так и репутацию независимости в глазах пользователей.
Как говорит Антон Носик, в прошлом исполнительный директор "Рамблера", несколько интернет-компаний попались в ловушку. "Какой-нибудь мелкий чиновник из правоохранительных органов пишет тебе неофициальное письмо с просьбой предоставить некую информацию. С правовой точки зрения я не должен ее предоставлять. Если я ее предоставлю, те же власти потом могут устроить мне проверку из-за злоупотребления личными данными. На самом деле они хотели бы это использовать", - рассказывает Носик.
Депутат Илья Пономарев опасается, что топ-менеджеры российских интернет-компаний больше интересуются прибылью, чем защитой пользователей. В особенности это касается владельцев, у которых есть и другие компании, уязвимые перед нажимом Кремля, пишет автор, упоминая Алишера Усманова и Александра Мамута.
И все же некий аналитик заметил: власти "знают, что, попытавшись ограничить интернет, потеряют больше, чем приобретут".