Сообщения прессы о предполагаемых планах покушений на Путина появлялись в 2000 году, в октябре 2003-го, в октябре 2007-го, в 2008-м сразу после выборов. Возможно, все это правда, пишут западные СМИ, однако их комментарии пестрят вопросами. Все предсказуемо: злоумышленники - чеченцы, имеющие связи с Западом. "Национальный лидер" не впервые выстраивает свою кампанию на страхах и образе врага.
"Возможно, все это правда", - пишет The Independent в редакционном комментарии к сообщению российского телевидения о подготовке покушения на Путина. Британцам не приличествует насмехаться над версией российских властей, и все же вышеупомянутое сообщение "не может не вызывать подозрений, что в игре участвует что-то другое или нечто дополнительное".
Заявление властей России и Украины о разоблачении террористов, планировавших убийство Путина, вызвало у многих недоверчивое изумление, так как эта информация оглашена всего за нескольких дней до выборов, отмечает корреспондент The Independent Шон Уокер. Пересказав сюжет "Первого канала", автор находит в истории "очевидные прорехи". Он поясняет, что кортеж Путина состоит из множества машин, едет очень быстро, движение на его маршруте перекрывают.
"В российской блогосфере способ и момент, выбранные для покушения, подверглись широкому осмеянию", - замечает автор. Со своей стороны, официальный представитель "Первого канала" заявил: все, кто считает, что это лишь пиар-ход, "психически нездоровы".
Если вы планируете отправить лидера крупного государства на тот свет, то резонанс будет максимальным, если вы сделаете это в разгар избирательной кампании, замечает в блоге на сайте The Financial Times Нил Бакли. "Но в случае премьер-министра РФ Путина "заговоры" с целью его убийства, похоже, всплывают в период выборов столь регулярно, что возникают основания для подозрений". Кремль годами совершенствовал политтехнологии для улучшения имиджа "национального лидера".
План покушения - взрыв в момент, когда кортеж стремительно несется по широкому проспекту, - выглядит не очень правдоподобным, считает автор. "Но один из главных вопросов: почему власти сочли нужным опубликовать информацию о планах покушения - правдивую или нет - именно сейчас", - пишет автор: судя по соцопросам, Путин победит уже в первом туре.
До выборов президента России остается меньше недели, и предвыборная кампания принимает мрачный или, по крайней мере, эксцентричный оборот, полагает Le Temps. Путин фокусирует свою кампанию на "борьбе с внешним врагом", а верные Кремлю СМИ сгущают параноидальную атмосферу, сообщая о заговоре против премьера.
Сообщение прокремлевского телевидения о попытке теракта спустя почти два месяца после описываемых событий и перед самыми выборами немедленно вызвало сомнения у российской блогосферы и экспертов, пишет корреспондент. В частности, он приводит мнение политолога Игоря Бунина: это маневр для мобилизации электората, который, впрочем, может дать и обратный эффект, убедив оппозиционный электорат идти на выборы.
Путин, начавший кампанию с темы "стабильности", в последнее время произносит речи с воинственным оттенком, призывая своих последователей к "битве за Россию" с загадочным противником, говорится в статье. Тем временем его сторонники пытаются отполировать имидж мужественного руководителя, не стесняясь использовать даже сексуальные мотивы, пишет издание, намекая на предвыборный ролик, сравнивающий первое голосование с потерей невинности.
Все предсказуемо: злоумышленники - чеченцы, имеющие связи с Западом, пишет обозреватель журнала Time Саймон Шустер. Правда, 2 февраля в интернете появилось видеообращение Умарова, в котором он приказывает террористам прекратить атаки на мирное население России и нападать только на силовиков и чиновников. "Другими словами, Путин остается дозволенной мишенью. Но использование агентов с Запада никогда не было свойственно для умаровской разновидности терроризма". Утверждение российского телевидения, что организатор покушения жил и учился в Лондоне, позволит причислить к подозреваемым несколько "любимых пугал Путина", предполагает Шустер, упоминая о Березовском и Закаеве.
Со своей стороны, Березовский во вчерашнем телефонном интервью изданию отрицал, что причастен к московским митингам или к подготовке покушения. "Я православный христианин, так что я отвергаю насилие в принципе", - пояснил он. По его мнению, история о покушении - вероятно, "очередная попытка заявить: "Глядите, какая важная фигура - наш дорогой вождь, глядите, в какой огромной опасности он находится".
Лучше бы к предвыборной стратегии Путина привлекли жену Людмилу, пишет The Guardian: россияне склонны к почитанию традиционных семейных ценностей.
В последний раз Путин показался на публике вместе с женой в октябре 2010 года, во время переписи населения. Вопрос о том, где будет Людмила Путина после того, как ее муж вернется на пост президента, не получил освещения в российской прессе, говорится в заметке, озаглавленной "Пострадают ли шансы Путина на избрание от слухов "о жене, заточенной в монастырь"?".
По появившейся на днях информации, Путин, вероятно, мог стать жертвой покушения. Никто не знает, правда ли это, "однако не вызывает сомнений, что "национальный лидер" выстраивает свою кампанию на страхах и образе врага - причем прибегает к этой тактике не впервые", - пишет корреспондент еженедельника Focus Борис Райтшустер.
"Как нечто само собой разумеющееся - не хуже тоста перед каждой опрокинутой рюмкой водки - при Владимире Путине официальные сообщения о всякого рода угрозах начинают множиться как раз в преддверии выборов. Так было в 1999 году, когда взрывы бомб и война в Чечне облегчили ему путь в Кремль. В 2004 году незадолго до выборов он отправил в отставку премьер-министра, которого позднее заклеймили как человека Вашингтона. В 2008-м был раскрыт заговор, целью которого было объявлено убийство Путина, - тогда, правда, в президентское кресло был посажен его ставленник Дмитрий Медведев. Многие жители страны, - продолжает знаток российских реалий Райтшустер, - считают, что информация о якобы раскрытых планах террористов, озвученная непосредственно перед выборами, - не что иное, как предвыборный маневр старого и, по всей видимости, нового президента".
В ходе анализа предвыборной тактики кандидата Путина становится очевидным, что бывший офицер КГБ искренне верит в то, что находится в состоянии войны, говорится далее в статье. "Лейтмотивом предвыборной кампании Путина становится утверждение, что победа оппозиции неминуемо приведет к гражданской войне, что за критиками Путина стоят внешние силы, которые хотят дестабилизировать и поработить Россию. Традиция подпитывать образа врага уходит корнями еще в советское прошлое, однако так пылко и почти "на грани фола", как в ходе нынешней кампании, эта карта не разыгрывалась со времен развала Советского Союза. Страх перед "оранжевым" сценарием принял параноидальные черты. Райтшустер полагает, что это неудивительно: "Клану Путина, состоящему из его друзей, товарищей по КГБ и соседей по даче, есть что терять".
Как и прочие "долгоиграющие" правители, Путин утрачивает связь с реальностью - в том числе и потому, что фактически никто из его ближайшего окружения не рискует перечить ему, полагает автор. "И когда Путин негодует по поводу действий НАТО, когда говорит о войне или заявляет о масштабных планах по вооружению, он не шутит. Кажется, он искренне убежден в том, что за протестами в Москве стоят американцы и важнейшей внешнеполитической целью Вашингтона является не что иное, как порабощение России". Подобный образ мыслей маскирует от него горькую правду о том, что он сам, его политика и, прежде всего, фатально ошибочные оценки последних месяцев стали причиной, вынудившей его подданных выйти на улицы, пишет Райтшустер. Но вместо самокритичной оценки Путин позиционирует себя как последнюю надежду и бастион, как царя, который должен спасти империю от внешних врагов.