Состоявшийся на этой неделе визит в Москву госсекретаря США Колина Пауэлла не смог изменить и улучшить напряженные американо-российские отношения. Реальных оснований ожидать этого и не было.
Россия и США согласились на разночтения по ряду проблем. Проблемой месяца является Грузия.
Их расхождения по поводу Грузии и внутреннего политического порядка в России являются ярким свидетельством того, сколь многое изменилось (и не изменилось) в мире со времен окончания холодной войны. Ландшафт трансформировался, а кое-какие старые представления сохранились.
Пауэлл оказался в этой части мира, чтобы стать свидетелем инаугурации недавно избранного президента Грузии Михаила Саакашвили и поздравить его. Сегодня ноябрьская революция роз в Грузии нравится всем. Давний фаворит Америки, возглавлявший удивительно коррумпированный режим Эдуард Шеварднадзе, был низложен, а его место занял новый фаворит Америки.
Однако нам еще предстоит узнать, готов ли какой бы то ни было фаворит Америки разбираться с политическим хаосом и коррупцией, которыми Грузия и Кавказ в целом охвачены уже более десятилетия. Хаос, царящий в Грузии, беспокоит Москву больше, чем то, чьи военные базы будут там находиться. Поскольку Грузия граничит с Чечней, у Москвы есть все основания занять выжидательную позицию в отношении Саакашвили.
Стоит заметить, что многие "революции", случившиеся в этой части мира с 1989 года, обернулись большими разочарованиями и разрушили множество иллюзий, связанных с политикой и демократией. Нынешняя нестабильная ситуация в Грузии должна быть основанием не для простой, а для осторожной надежды, какой и является отношение России к "смене режима" в Грузии.
Западные СМИ грешат против правды, называя Грузию полем американо-российского противостояния. Но в этом случае Россию и США больше моментов объединяет, чем разделяет. Грузия всего лишь малозначительный игрок в более широкой схеме. Не будет преувеличением сказать, что западные СМИ в гораздо большей мере, чем администрация Буша, сохранили представления времен холодной войны о том, что в отношениях с соседними государствами Россия может только запугивать.
Между США и Россией нет согласия в вопросе о судьбе Ирака. Вопрос о том, что делать с иранскими ядерными амбициями, тоже вызывает разногласия. Реальность ядерной Северной Кореи беспокоит как Америку, так и Россию.
Грузия - это государство, слабо контролирующее свой суверенитет, открытая дверь для ближневосточных и чеченских экстремистов. Тот факт, что на инаугурации Саакашвили присутствовали и Колин Пауэлл, и его российский коллега Игорь Иванов, следует считать признаком того, что и США, и Россия хотят стабильности в Грузии.
Грузия была важным предметом дискуссии во время визита Пауэлла в Кремль, хотя американскому представлению о нынешней внутриполитической жизни России тоже было уделено достаточно времени. В жестких, но дипломатических выражениях Пауэлл заявил, что США всерьез обеспокоены тем, куда ведут российские эксперименты с демократией.
Пауэлл повторил ставшее общим местом наблюдение, что контроль Кремля над СМИ и использование других "административных ресурсов" обеспечило победу партиям, поддерживающим Путина, на декабрьских выборах в парламент. Однако ни Пауэлл, ни другие американские чиновники ничего не говорят о том, что партии, выступающие против Кремля, провели избирательную кампанию на удивление безграмотно.
Известно, что Путин пользуется широкой поддержкой российского электората. Эта поддержка обеспечила избрание парламента, покорного Путину. Ожидается, что эта же поддержка в марте обеспечит переизбрание его самого на второй срок.
В контексте декабрьской победы Кремля и предполагаемой личной победы Путина через два месяца слова Пауэлла о внутриполитической ситуации в России вряд ли на что-то повлияют. До сих пор Кремль никак не реагировал на озабоченность Пауэлла. В конце концов, президент Буш заявил в прошлом году в Кемп-Дэвиде, что доволен развитием демократии в России.
Эти ободряющие слова, вероятно, убедили Путина в том, что Запад мало что может сделать для изменения российской внутренней политики, не рискуя поставить под угрозу прогресс в важных внешнеполитических областях. Этот расчет остается верным вне зависимости о того, как Кремль манипулирует идеей демократии, оборачивая ее себе на пользу.
Для многих холодная война стала отдаленным воспоминанием. С 1989 года политическая карта мира существенно изменилась. Одним из результатов стало появление Грузии как независимого государства.
Однако отношение к России изменилось не так сильно. В годы холодной войны Запад требовал, чтобы Советский Союз изменил внутриполитический порядок и перестал запугивать своих соседей. Оба требования сохранились и по сей день, хотя Пауэлл называет Россию другом и партнером в войне против международного терроризма. Такая характеристика американо-российских отношений вполне устраивает Путина и ни в коей мере не влияет на то, как будет развиваться российская демократия.