"Выборы в Ираке очень важны, - говорит Клинтон, - но мы должны быть готовыми к тому, что, вполне вероятно, не многие пойдут голосовать и что количество проголосовавших будет разным в различных общинах. Рассмотрим самый деликатный вариант, когда на избирательные участки придут, например, 70% курдов, 80% шиитов и лишь 30% суннитов: после выборов будет крайне важно, чтобы процесс формирования государственных структур осуществлялся с учетом интересов всех общин вне зависимости от их участия в голосовании. Это будет моральным долгом победителей, и от его выполнения будет зависеть последующее сосуществование общин". Клинтон выступал на Всемирном форуме в Давосе, затем он ответил на вопросы ведущего известной в Америке телепрограммы The Charlie Rose Show.
- Проблема может заключаться в том, что голосовать пойдут не многие сунниты.
- Возможно. Но, если будет так, то победившие на выборах должны будут составить конституцию таким образом, чтобы не были ущемлены права ни суннитов, ни представителей других общин.
- Сколько времени будут находиться в Ираке американские солдаты?
- Как можно меньше времени, потому что ни у кого не должно сложиться впечатления, что мы находимся там по иной причине, чем создание условий для созидания иракским народом своего будущего в условиях свободы.
- Что означает - как можно меньшее времени?
- Я категорически против установления сроков вывода. "Как можно меньше времени" - это значит столько, сколько понадобится, чтобы иракские силы безопасности были в состоянии гарантировать стабильную ситуацию в стране. Более того, мы должны просить Францию, Германию и все другие государства помочь нам в деле становления сил безопасности в Ираке, чтобы максимально приблизить вывод войск.
- Существует ли угроза со стороны Ирана?
- Необходимо вспомнить историю и вспомнить ответственность, которая была возложена на нас, американцев, во времена Мосадыка и затем в последующие периоды. Я высоко оцениваю дипломатическую инициативу Европы и считаю правильным, что президент Буш не отбрасывает военный вариант развития ситуации. Иран - сложная страна, у нее есть ресурсы, организация. Это сильная страна, и ее возможности оцениваются очень внимательно. Как бы отреагировали на военное вмешательство те две трети иранцев, ориентированных на более широкую демократию и открытость страны?
- Вы полагаете, что есть нечто общее с мирным процессом в Палестине?
- Абу Мазен был избран демократическим путем, коалиционное правительство, возглавляемое Шароном, приняло несколько важных решений. Европа намерена продвигать этот процесс, так же как и вашингтонская администрация. И самым лучшим было бы привлечение всех, потому что чем меньше сторон окажется вне мирного процесса, тем меньше будут ему препятствовать. Европа и Соединенные Штаты должны сделать еще одно маленькое усилие и оказать помощь палестинскому обществу, не только на уровне государственных структур, но и на уровне предприятий, чтобы способствовать развитию, создать новые рабочие места и придать госструктурам доверие.
- Что вы думаете по поводу переизбрания Буша?
- По этому голосованию было проведено много исследований. По моему мнению, на его сторону встало большое число колебавшихся, и не из-за Ирака, а из-за его реакции на 11 сентября и из-за того, что с тех пор больше не было терактов на американской территории.
- Создалось впечатление, что у вас с Бушем хорошие отношения.
- Сомневаюсь, что я единственный в Соединенных Штатах друг Керри и Буша... Лично мне Буш очень нравится, он более интеллигентный, чем многие думают, он отличный политик. Мы разные. Я не поддерживаю многого из того, что он сделал или намеревается сделать, не поддерживаю методов осуществления его политики. Но есть вопросы, по которым я с ним согласен, и, если я могу ему помочь, я делаю это.