В недавно опубликованной книге говорится, что Маргарет Тэтчер приказывала ВМФ Великобритании при помощи британских подводных лодок, замаскированных под советские, забросить боевых пловцов Special Boat Service (SBS) к берегам Швеции.
В ходе развернутой в 1980-х - начале 1990-х кампании дезинформации британский королевский ВМФ неоднократно вторгался в территориальные воды Швеции. Цель обманных маневров была в том, чтобы перед лицом мирового сообщества выставить СССР агрессивной супердержавой.
Иногда подлодки занимались доставкой диверсантов, но чаще всего перед ними ставили задачу вводить шведов в заблуждение, имитируя гидроакустические сигналы, подаваемые советскими судами, которые также бороздили эти воды.
Предполагается, что правительство Швеции - страны, которая во время холодной войны сохраняла нейтралитет, не знало о проводимой английскими и американскими ВМС кампании дезинформации.
В материалах проведенного правительством Швеции расследования упоминаются обнаруженные на дне моря следы "способных передвигаться по дну сверхмалых субмарин неизвестного доселе типа".
Подробности холодной войны в глубинах Балтийского моря освещаются в книге Ола Тунадера, профессора Международного института проблем мира в Осло.
Тунадер пишет, что с 1982 по 1992 год было зафиксировано более 4 тыс. сообщений о появлении в шведских водах иностранных субмарин. Страны Запада утверждали, что все суда принадлежали СССР, и своей целью имели прощупывание шведской системы обороны. Тунадер полагает, что многие из них участвовали в возглавляемой ЦРУ операции, которая проводилась силами Великобритании и США и продолжалась до развала СССР.
"Многие операции времен холодной войны проваливались, но эта оказалась действительно удачной", - считает Тунадер.
К своим выводам он пришел по итогам нескольких интервью с рядом бывших британских подводников и сотрудников ЦРУ. Один британский шкипер сказал ему: "Маргарет Тэтчер лично давала одобрение на каждую из этих операций".
Одна из использовавшихся лодок - корабль ВМС Великобритании Orpheus, подлодка, оборудованная для операций SBS.
Тунадер рассказал, как однажды за обедом задал некому британскому адмиралу вопрос о секретной операции. Тот ответил, что "это меня не касается". По словам Тунадера, "адмирал потом в шутливом тоне добавил: "Знаете, можно просто случайно попасть под автобус". На этой неделе с просьбой подтвердить или опровергнуть существование таких миссий Тунадер обратился к сэру Кейту Спиду, военно-морскому министру с 1979 по 1981 годы. Он ответил утвердительно, но добавил: "Больше я не могу ничего сказать, поскольку до конца своей жизни я связан Законом о государственной тайне".
Несколько признанных одними из самых серьезных за время холодной войны столкновений советских подводных лодок с судами стран НАТО произошли из-за того, что СССР зондировал возможности взять Скандинавию под свой контроль. Это позволило бы ему зайти во фланг ВС НАТО в Германии и угрожать мореходству в Атлантике.
О конфронтации в шведских водах стало известно в 1981 году, когда советская субмарина класса "Виски" села на мель. Инцидент получил название "Whiskey on the Rocks" (игра слов: "on the rocks" - подача спиртных напитков с кубиками льда, "Rock" также - камень. - Прим. перев.).
И лишь в 1988 премьер-министр Швеции Ингвар Карлссон выступил с предупреждением в адрес СССР: "Прольется кровь. Мы воспользуемся доступными нам способами: потопить субмарины: Наши границы священны".
Высокопоставленный шведский источник заявил, что инциденты с подводными лодками были в полной мере расследованы и утверждения Тунадера "совершенно не соответствуют действительности".