Новым Патриархом Московским и всея Руси избран митрополит Кирилл - искусный оратор и медийная фигура, пишут сегодня мировые СМИ. Кирилл склонен критиковать упадок морали, имеет опыт участия в экуменистическом движении и призывает РПЦ активнее распространять свои идеи в светском обществе.
Русская Православная Церковь выбрала Патриархом человека, который энергично выражает свою позицию, сообщает The New York Times. Как отмечает корреспондент София Кишковски, митрополит Кирилл склонен критиковать упадок морали, имеет опыт участия в экуменистическом движении и призывает РПЦ активнее распространять свои идеи в светском обществе.
"Битва за патриарший престол протекала почти как современная политическая кампания: на сайтах и в блогах происходили жаркие дебаты, ее освещали таблоиды и даже некоторые глянцевые журналы", - пишет автор. Аналитики предполагали, что Кремль отдает предпочтение главному оппоненту Кирилла, митрополиту Клименту. Портал Credo.ru, критиковавший Кирилла и Московскую Патриархию, был обрушен хакерами, сообщает издание, а в СМИ появились обвинения в том, что митрополит Кирилл причастен к афере 1990-х годов, связанной с правом церкви на беспошлинный ввоз табака и алкоголя. Однако на прошлой неделе экс-министр по налогам и сборам Починок объявил, что Кирилл не имел отношения к этим сделкам.
Праздничный колокольный звон в Москве возвестил об избрании нового патриарха, пишет Леонардо Коэн в газете La Repubblica, первое же голосование завершилось избранием нового патриарха. Это был сильный и четкий сигнал Православной Церкви, считает автор статьи: мы едины, мы сплотились плечом к плечу с тем, кого избрали 16-м Патриархом Московским и Всея Руси. Им стал Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский.
Кирилл быстро достиг верхних эшелонов церковной власти, рассказывает далее корреспондент, он стал правой рукой патриарха Алексия II, поручившего ему одно из важнейших направлений в деятельности РПЦ: внешние связи Патриархата, развитие диалога с другими христианскими конфессиями, прежде всего с Католической церковью, и воссоединение с Зарубежной Русской Православной Церковью.
Кирилл повторял в последние часы: "Вероучительные компромиссы в диалоге с христианами других конфессий недопустимы. Инославных привлекает твердость в православной вере. В ней они видят надежду на возрождение христианства в Европе и мире". Кирилл - искусный оратор и медийная фигура: он вел на телевидении популярную рубрику, напоминает Коэн. Его можно часто видеть с Путиным и Медведевым, и он не скрывает желания, чтобы Церковь играла еще более важную роль в российском обществе.
Сделав выбор в пользу митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Русская Православная Церковь выбрала нового патриарха, открытого миру, пишет Le Figaro. Издание отмечает тот факт, что Кирилл имеет уникальный для иерарха РПЦ международный опыт и в то же время глубоко укоренен в религиозной традиции страны.
И хотя некоторые православные обвиняют митрополита Кирилла в слишком сильной открытости Западу, он отнюдь не либерал, отмечает корреспондент Жан-Мари Генуа. Он осуждает "либеральную светскую мысль", выступает за сохранение богослужения на старославянском языке, "малодоступном для большинства верующих".
В то же время Кирилл - человек публичный: он ведет еженедельную телепрограмму, где в прямом эфире отвечает на вопросы телезрителей. Это он подтолкнул РПЦ к тому, чтобы принять социальную доктрину, и он же настаивал на принципе взаимного невмешательства в отношениях государства и Церкви.
В разгар перестройки он был назначен председателем ОВЦС. Он мастерски справлялся с возникавшими задачами, совершая поездки по всем континентам. Именно в качестве "министра иностранных дел Церкви" он пять раз встречался с Йозефом Ратцингером, причем трижды - уже после того, как Бенедикт XVI стал Папой. "Эти два любителя классической музыки - немец любит Моцарта, русский работает под музыку Баха - могли бы написать абсолютно новую партитуру", - так завершает свою статью корреспондент Le Figaro.