Американский прозаик Джон Апдайк скончался на 77-м году жизни, сообщает The Wall Street Journal. Обозреватель газеты, писательница Брук Аллен, называет Апдайка "верховным жрецом секса и среднего класса".
Автор вспоминает, что в 1997 году писатель Дэвид Фостер Уоллес злорадно констатировал, что Апдайк, Мейлер и Филип Рот - "великие себялюбцы, летописцы самого самовлюбленного поколения со времен Людовика XIV" - скоро выживут из ума и вымрут. Между тем Мейлер причислен к национальному пантеону, Рот продолжает выдавать на гора блестящие произведения, а Апдайк с того времени выпустил еще шесть вполне добротных романов, два сборника стихов, три - эссе и критических статей, а также книгу стихов, подчеркивает Аллен.
Апдайк родился в 1932 году в Шиллингтоне, штат Пенсильвания. Во многих из великолепных романов 1960-1980-х годов ("Супружеские пары", "Давай поженимся", "Иствикские ведьмы" и особенно в цикле о Кролике) Апдайк высказывался как верховный жрец сексуальной революции со всеми ее адюльтерами, разводами и гедонизмом, отмечает автор статьи, подчеркивая, что, видимо, в этом коренится неприязнь к нему следующего поколения писателей. "Однако Апдайк не стремился возвеличить такое поведение, и, хотя его проза - почти непревзойденный образец описания эротических страстей, он столь же умело разоблачает приступы отвращения к себе после разгула: похмелье, угрызения совести, внутреннюю пустоту", - пишет автор.
Однако, полагает Брук Аллен, Апдайк отличался душевным спокойствием, которое уже целый век определенно не модно среди интеллектуалов. По вероисповеданию он был протестантом, ходил в церковь и добродушно подшучивал над "аристократами от религии, в чьих глазах Бог - вульгарный бедный родственник, который позорит семью еще и своим несуществованием", цитирует автор самого Апдайка. Критики сетовали, что Апдайк - наименее трагичный из крупных писателей и самый благодушный из писателей-теологов. Однако, полагает автор, в этом и состоит уникальный дар Апдайка, его умение на стилистическом уровне превращать обыденное в изысканное, банальность американского Среднего Запада - в золото, сравнимое лишь с достижениями Набокова в "Лолите".
"Даже предаваясь язвительному сарказму, Апдайк не злобствовал", - пишет автор, вспоминая новеллы из цикла о писателе Беке, и утверждая, что Апдайк был лучшим литературным критиком своего поколения и самым великодушным. "Некоторые из его эссе - например, недавний очерк о Э.Б.Уайте (авторе детских книг "Паутина Шарлотты" и "Стюарт Литтл") и классическое похвальное слово Дорис Дэй, бессмертны", - отмечает автор.