Российский премьер Дмитрий Медведев во время своего пребывания на Давосском форуме дал интервью Neue Zürcher Zeitung и заявил, что "время относительно легких реформ, касающихся нашей экономики и будущих экономических процессов, прошло".
Медведев отметил, что Россия уже 20 лет является рыночной экономикой, но у страны осталось немало проблем, в том числе коррупция. По словам премьера, он был уверен, что на голосовании давосских экспертов об актуальных проблемах России первое место займет проблема квалифицированного управления; в итоге, как напоминает редактор, эту проблему признали наиболее актуальной 78% участников. Медведев отметил, что ее не решить с помощью декретов или законов, ее можно решить только при помощи "систематической работы всех органов власти и гражданского общества". Однако он выразил уверенность, что Россия вполне способна совладать с этой проблемой: существенно снизить масштабы коррупции и влияние коррупционного фактора на восприятие России при размещении инвестиций и производства. По словам Медведева, это можно сделать "при помощи уже принятых законов и их строгого исполнения", а также привлечения коррупционеров к ответственности. Также, по словам Медведева, должен измениться менталитет, и любой чиновник должен рассматривать коррупцию как "нечто аморальное", как в большинстве индустриальных государств.
Что касается правовой и судебной системы, то в этой сфере, по словам Медведева, "самое важное уже сделано". Медведев заявил, что в России сейчас действует "абсолютно современное гражданское и административное право", а гражданский кодекс - самый современный в Европе. Премьер признал, что судебная система "не идеальна", но подчеркнул, что за последние годы в ней были коренные изменения, введенные ради соответствия новой политической системе.
Медведев также заявил, что требуется создать предпосылки для укрепления доверия к российской судебной системе, а оно зависит не от действующих правил, а в первую очередь от того, "как наши граждане, наши предприниматели и иностранные инвесторы решают экономические конфликты и как выносятся приговоры". Поэтому, по словам Медведева, очень важно, чтобы судебные процессы по экономическим делам проходили в России, при всем уважении к арбитражному суду в Стокгольме, судам Лондона, Парижа и других городов. Выполнение этой задачи, в свою очередь, "связано с целым комплексом сложных задач, в том числе с социальной идентичностью наших судей", заявил Медведев. В этом смысле у России, по его словам, тяжелое наследие. Так, он напомнил, что 95% или даже 97% приговоров в российском суде - обвинительные: "судьи чуть ли не стыдятся кого-то оправдать и тем самым поставить под сомнение работу следственных органов".
На вопрос о деле Анатолия Сердюкова Медведев ответил, что в данный момент коррупционных дел гораздо больше: "в России в данный момент ведется следствие по примерно 50 тысячам случаев коррупции". По его словам, освещение коррупционных дел в СМИ и их обсуждение гражданским обществом очень важны, даже если высказываемые оценки не всегда правильны. Правда, премьер отметил, что проблема коррупции является "важной, но не решающей". Первостепенное значение ей, по словам Медведева, придают только предприниматели и инвесторы, а всех остальных, согласно соцопросам, больше всего волнуют жилищная проблема и проблемы коммунального обеспечения либо семейные проблемы, коррупция же находится примерно на пятом месте.
Медведев отметил, что зависимость России от нефтяного и газового экспорта "сильная, но не фатальная". По его словам, нефтяной и газовый экспорт обеспечивает около 50% доходов, а раньше эта доля была выше. Правда, констатировал Медведев, за год-два эту ситуацию не исправить. Для исправления ситуации следует, по словам премьера, развивать высокотехнологичное производство и образовательную сферу. Кроме того, по его словам, следует создавать новые высокоэффективные рабочие места в других отраслях, не только в энергетике. Так, Россия могла бы стать самой успешной аграрной страной в мире: "у нас 10% всех мировых посевных площадей и 20% мирового запаса воды. В теории мы способны прокормить полмира. Мы этого пока не делаем, но если мы продолжим развивать наши сельскохозяйственные программы, то в ближайшие десятилетия это может стать важным фактором развития российской экономики".
Отвечая на вопрос о государственном влиянии в экономике и о скупке доли BP ТНК-BP "Роснефтью", Медведев отметил, что "иностранным инвесторам стоило бы тщательнее выбирать партнера и составлять уставные документы своих предприятий". По его словам, в случае ТНК-BP изначально была выбрана очень трудно реализуемая схема бизнеса - ровно 50% акций каждому участнику, что привело к нескончаемому конфликту. Кроме того, государство должно было обратить внимание на выбор партнера в столь крупном предприятии и само выкупить акции, чтобы не допустить дестабилизации ситуации. Однако модель бизнеса, по его словам, может измениться, и "Роснефть" сама выступает за приватизацию своих акций, причем часть ее пакета должна отойти BP.
В целом Медведев отметил, что приватизационные процессы продолжаются и даже становятся более интенсивными. "Государство должно только определить, какую долю акций оставить себе, чтобы иметь возможность эффективно контролировать свои предприятия", - сказал премьер. По его словам, эта доля должна составить 25% плюс одну акцию. Он также отметил, что государство должно продавать свои акции только тогда, когда это может принести пользу, "а не когда менеджмент или кто-то еще хочет от них избавиться". Государство, отметил Медведев, ждет эффективных инвесторов.
В конце интервью Медведев заявил, что на посту премьера будет заниматься теми же задачами, что и в президентские времена, а именно претворением в жизнь экономической и политической стратегии. Он отметил, что на посту премьера этим заниматься даже легче, поскольку за эти задачи отвечает правительство. "Я теперь могу воплотить планы, разработанные ранее и до сих пор не претворенные в жизнь", - сказал Медведев.