"Пожалуйста, пусть это никого не шокирует: биполярное аффективное расстройство превратилось в проблему нашего времени, это психическое заболевание, которое нас больше всего волнует", - пишет журналист El Mundo Луис Алемани. Британский психоаналитик Дэриэн Лидер объясняет это в своей книге "Строго биполярный" (Strictly Bipolar). По мнению Алемани, содержание книги можно кратко изложить так: "Если послевоенный период был эпохой приступов тревожности, а 80-90-е годы - эпохой депрессии, сегодня мы переживаем период биполярных расстройств".
Лидер указывает две причины. "Первая - чисто меркантильная: на рубеже веков патенты на многие лекарства-антидепрессанты истекли, и фармацевтические компании остались без огромного рынка сбыта в сфере психиатрии. Как утверждает Лидер, в поисках новых потребителей индустрия постаралась создать новые потребности и новые продукты. Появились новые категории для описания "легких форм" биполярного расстройства, а ставить такие диагнозы стали на 2000% чаще", - говорится в статье.
Между тем, как напомнил Лидер в интервью газете: "Перепады настроения бывают у всякого, но это еще не значит, что у нас всех МДП". Журналист поясняет: Лидер предпочитает старый термин "МДП", а не современный "биполярное расстройство".
Вторая причина, по которой биполярное расстройство заняло сейчас центральное место, ассоциируется у журналиста с Кэрри Мэтисон из сериала "Чужой среди своих" (США). В стадии эйфории люди с биполярным расстройством бывают веселыми, щедрыми, творческими и сексапильными. На работе их особенности даже можно выгодно использовать, если начальник умеет угадывать их состояние.
Лидер поясняет: "В таком мире, как наш, где никто не испытывает полной уверенности в том, что удержится на своей работе, от нас ждут, что все мы обязаны отдаваться любому рабочему проекту с безграничным энтузиазмом, душой и телом, при необходимости работать ночь напролет до рассвета". В результате ритм работы все больше похож на череду взлетов и спадов, мы то полностью выкладываемся, то апатично ждем следующего аврала, добавляет психоаналитик. Лидер подчеркнул: подобный стиль работы не равносилен биполярному расстройству, но как бы приучает нас к ощущениям, похожим на симптомы этой болезни.
В интернете много списков знаменитостей, которые, возможно, страдали биполярным расстройством. "Бальзак, Ван Гог, Хемингуэй, Стивен Фрай, Пруст, Дали, Гёте, Хуан Рамон Хименес", - перечисляет автор, но советует относиться к спискам осторожно.
Как отнестись к мифу, что биполярное расстройство и творческие способности взаимосвязаны? Газета рассматривает несколько примеров из жизни известных современных литераторов.
Знаменитому кубинскому писателю Гильермо Кабрере Инфанте в 1972 году поставили диагноз "биполярное расстройство". Его вдова Мириам Гомес вспоминает: "Это случилось в период напряженной работы со сценариями на английском языке. Гильермо впал в полное оцепенение, которое перешло в вегетативное состояние: он вышел из больницы после 18 сеансов электрошока и со стертой памятью. Его объявили биполярным. С тех пор он делал то, что мог, писал, что вздумается, в любой час, когда вздумается, его успокаивало только писательство...".
Гомес не считает, что литературный стиль Кабреры Инфанте сродни маниакальной фазе расстройства. Он просто был разговорчив, как истый кубинец, отличался быстротой мысли, острым умом и тонко развитым чувством юмора.
Лидер подтверждает: "Было проведено много связей, якобы существующих между творческими способностями и так называемым биполярным расстройством, но почти все - ошибочно. Верно, что один из стержневых элементов расстройства - потребность что-то сообщить людям и самовыразиться, но человек, страдающий МДП, не больше и не меньше предрасположен к творчеству, чем любой другой". На деле, пояснил Лидер, это в безумии есть творчество: "Многие симптомы, в которых мы видим доказательство "ненормальности" человека, - на деле творческие акты, попытки человека в такой форме найти решение своих проблем. Даже бред - форма творческой деятельности и должен именно так рассматриваться".
Диагноз "биполярное расстройство" был поставлен и американскому писателю Дэвиду Фостеру Уоллесу, которого многие считают великим писателем нашей эпохи. Но автор его биографии Д. Т. Макс сообщает, что Уоллес не верил в этот диагноз и считал, что у него атипичная депрессия.
Лидер отметил: "Время - это главное. В отделениях экстренной психиатрической помощи никогда не хватает времени на то, чтобы больной с МДП проанализировал свою историю, чтобы мы смогли понять его проблему и заняться его лечением. Времени у нас нет, но есть таблетки, и мы применяем таблетки, несмотря на опасные побочные эффекты".