"Вот уж это высшие чиновники путинской эры довели до абсолютного мастерства - умение сбивать собеседников с толку неожиданным переменами", - пишет Эдуард Штайнер в Die Welt, замечая, что "их лидер и наставник, хозяин Кремля Владимир Путин, конечно же, остается непревзойденным в этом деле".
Его ближайшие соратники стараются. Так, глава "Газпрома" Алексей Миллер, казалось, испытывал истинное удовольствие, когда в середине января сообщал вице-президенту Еврокомиссии Маросу Сефковичу, что с 2020 года Россия прекратит транзит газа в Европу через Украину и будет вести его через Турцию. Поворот Миллера в сторону Турции, рассказывает журналист, стал логическим продолжением озвученного Путиным месяцем ранее отказа России от участия в 40-миллиардном проекте газопровода "Южный поток", по которому российский газ должен был в обход Украины по дну Черного моря доставляться в Вену.
"Прочь от Украины, прочь от "Южного потока", вместо них все через Турцию" - именно так, по всей видимости, выглядел ответ русских на желание европейцев развивать конкуренцию в газовой отрасли, которое очень сильно разозлило "Газпром". Речь шла о том, что отныне в качестве компаний-поставщиков и операторов газопроводов не смогут выступать одни и те же компании. Тем не менее, как отмечает Штайнер, жесткая позиция европейцев пришлась очень кстати для русских, поскольку с финансовой стороны строительство "Южного потока" более не было оправдано, да и к тому же Москва собиралась осваивать новый рынок сбыта в Китае с помощью строительства других дорогостоящих газопроводов. Но и без газопровода в Европу, как посчитали в России, не обойтись. "Турецкий поток является отныне единственным проектом, - заявил Миллер. - Других вариантов нет. Наши европейские партнеры об этом проинформированы, и теперь их задачей является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры от границы Турции и Греции".
Разумеется, ЕС не рассчитывал на такой поворот событий, говорится далее. По словам директора по энергетическим исследованиям Европейского центра энергетической и ресурсной безопасности (EUCERS) Франка Умбаха, Евросоюз "был шокирован этой идеей", ведь ранее "Газпром" поставлял газ прямо в ЕС, то же самое предусматривал и "Южный поток", а теперь вдруг российский газ надо будет забирать на торговом перевалочном пункте в Западной Турции.
"В некоторой степени Европа оказывается в затруднительном положении, - признал Умбах. - Ей самой придется строить и оплачивать газопровод из Греции в Центральную Европу, и это при том, что существует возможность транзита куда более значительных объемов газа через Украину". "То есть фактически строительство этой нитки поддержит и укрепит российскую стратегию транзита газа в обход Украины, - опасается Умбах. - К тому же строительство будет противоречить заявленным ЕС в марте 2014 года планам по укреплению энергобезопасности Украины".
"Газпром" также рискует многим, решаясь строить новый "Турецкий поток", продолжает автор: с одной стороны, в Турции появляется все больше противников того, чтобы страна увеличивала зависимость от российского газа, а с другой - в регионе попросту нет других желающих забирать газ с турецко-греческой границы, если ЕС откажется строить дополнительный газопровод, и тогда "Газпром" понесет гигантские убытки. Проблема для Европы, в свою очередь, заключается в том, что закупка газа на турецко-греческой границе будет обходиться дороже, чем транзит через Украину: русские хотят отыграть стоимость строительства "Турецкого потока", говорится в статье.
В наилучшем положении на сегодня оказывается Турция, которая из-за своего географического положения может просто сидеть сложа руки и ждать: она и так уже незаменима для экспорта газа из прикаспийских государств в Европу, а теперь еще появилось предложение России, подытоживает Штайнер.