За убийство 18-летней чеченки офицер российской армии приговорен к 10 годам тюрьмы
Российским нацистам в черных рубашках со стилизованной фашистской свастикой на рукавах не оставалось ничего другого, как лить слезы. Только что суд приговорил полковника Юрия Буданов к 10 годам строгого режима за превышение служебных полномочий, похищение и убийство.
Напрасно чернорубашечники при помощи плакатов с лозунгами "Буданов - это Россия. Не судите Россию" и "Юрий Буданов защищал Россию" старались наставить правосудие на правильный, по их мнению, путь. Ничего не помогло. Впервые высокопоставленному российскому офицеру пришлось ответить за преступления, совершенные в Чечне.
Три года понадобилось судьям для того, чтобы восстановить справедливость. 26 марта 2000 года Буданов, командир расквартированного в Чечне 160-го танкового полка, праздновал успех на выборах своего нового главнокомандующего Владимира Путина. В этот же день дочери Буданова исполнялось два года. Хороший повод для того, чтобы основательно выпить. Находясь под воздействием водки, полковник велел обстрелять расположенную по соседству чеченскую деревню Танги-Чу. Результат обстрела офицера не удовлетворил, и он поколотил наводчиков, после чего с тремя подчиненными поехал в деревню сам и похитил 18-летнию Эльзу Кунгаеву.
В палаточном лагере он ее "допросил", в клочья разорвав одежду, и задушил. Обвинение в изнасиловании позднее сняли. Не представляется возможным доказать, заявил военный суд в Ростове-на-Дону. Совершив преступление, Буданов приказал зарыть труп девушки.
Тот факт, что полковник российской армии арестован и попал под суд за преступление, совершенное в отношении чеченки, был по-своему уникален.
Надо сказать, что военный суд пытался сделать все для того, чтобы офицер отделался как можно легче. Были произведены несколько психиатрических экспертиз, результаты которых противоречили друг другу. Прокуратура, видимо, с большим пониманием относилась к заявлениям Буданова, что у него, мол, во время допроса предполагаемой чеченской снайперши, якобы убившей несколько его людей, не выдержали нервы. В декабре 2002 по результатам одной из экспертиз ему даже заменили содержание под стражей отправкой на психиатрическое лечение. Процесс окончательно грозил перерасти в фарс, но тогда вмешался генеральный прокурор Устинов, направив из Москвы обвинителя.
Помощник президента РФ Сергей Ястржембский высказал глубокое удовлетворение по поводу вынесения приговора, однако поспешил подчеркнуть, что это не должно бросать тень на все вооруженные силы. В интервью радиостанции "Эхо Москвы" он заявил, что считает решение суда справедливым и что, по его мнению, суд проявил мужество и волю.
Среди прочего Ястржембский указал на то, что на сегодняшний день около 60 российский военных осуждены за преступления, совершенные в Чечне. Однако многие из них попали под амнистию и давно находятся на свободе.
Правозащитная организация "Мемориал" тоже считает приговор Буданову справедливым. Один из руководителей "Мемориала" Светлана Ганнушкина говорит: хотя она не может радоваться тому факту, что человека осудили на 10 лет, тем не менее каждый должен нести ответственность за свои деяния.
Депутат Государственной думы, чеченец Асламбек Аслаханов полагает, что, учитывая тяжесть преступления, приговор недостаточно суров. О пытках и изнасиловании вообще ничего не говорилось, процесс был "позорным судебным фарсом", который, слава богу, закончился, говорит он. Вот тут-то Аслаханов может ошибаться. Ходят слухи, что защита Буданова подаст апелляцию. В своем последнем слове осужденный обвинил журналистов и военную прокуратуру в том, что они позаботились о его осуждении. Убийца гордо ударил себя кулаком в грудь и заявил: "Я русский солдат и 20 лет служил своему народу. Еще не вечер".