Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 июля 2005 г.

Цита Аффентрангер | Tages-Anzeiger

Кремлю угрожает вторая Чечня

В российской автономной республике Дагестан хрупкое политическое равновесие может рухнуть. Кремль, до сих пор не проявлявший к Дагестану никакого интереса, обеспокоен усилением террора

"Непрекращающийся террор" - так звучит заголовок статьи в "Российской газете", где целый абзац посвящен перечислению недугов кавказской республики Дагестан: "регулярные убийства министров, полицейских, депутатов. Борьба за власть между кланами. Всеобъемлющая коррупция. Чудовищная безработица. Разделение общества на безмерно богатых и катастрофически бедных. Это Дагестан". Так заканчивается удручающее перечисление, которое идет вразрез с обычной позицией Кремля, неустанно повторяющего, что на Кавказе царит мир и спокойствие.

В соседней с Дагестаном Чеченской республике кризис продолжается уже в течение многих лет. Сейчас стреляют почти каждый день. За первое полугодие 2005 года было совершено 70 покушений - на 233% больше, чем в прошлом году. Жертвами стали заместитель министра внутренних дел, министр по делам национальностей, члены парламента, десятки солдат и милиционеров.

Исламисты ведут войну против милиции

Против милиции, главным образом против ее отделения по борьбе с религиозным экстремизмом, ведется настоящая война. Ответственность за убийства лежит на организации "Шариат Джамаат" ("Общество справедливости"), которая хочет отомстить за своих братьев по вере, которых подвергали пыткам или убивали.

Российская милиция печально известна тем, что зачастую добивается признаний с помощью пыток, однако в Дагестане власти, очевидно, взяли себе за образец самые жестокие методы спецслужб в Чечне. Молодых людей без разбора берут под стражу, обвиняя их в принадлежности к какой-либо террористической организации. Их избивают, чтобы добиться признания, насилуют, доводят до полусмерти. Их может спасти только дача взятки в размере нескольких сотен долларов милиционерам, которые всех членов организации "Шариат Джамаат" занесли в список смертников; они располагают их именами, адресами и телефонными номерами. Недавно был уничтожен глава организации Расул Макашарипов.

За смерть Макашарипова его соратники поклялись отомстить. Впредь милиционеров будут убивать вместе с их детьми, пригрозили они на сайте чеченских боевиков.

Как будто в подтверждение этому в тот же день застрелили двух милиционеров. Волна убийств в Дагестане в последние месяцы приняла такие масштабы, что даже Москва не может больше ее игнорировать. Обострение политических и социальных проблем близится к критической отметке, говорится в докладе Дмитрия Козака, политического представителя президента на Кавказе. Если проблемы не будут решены достаточно быстро, то Дагестану угрожают этнические конфликты, исламский экстремизм, что в конечном итоге приведет к распаду республики, предупреждает доклад, опубликованный в середине июля. После этого Владимир Путин нанес краткий визит в Дагестан, что держалось в тайне и стало известно только после того, как президент снова оказался в безопасности.

Новый фронт кавказской войны

Путин посчитал, что причиной эскалации насилия в Дагестане является бедственное экономическое положение, и обещал выделить дополнительные 600 млн рублей. К тому же в регион были отправлены новые воинские подразделения. Российский президент в 1999 году начал вторую чеченскую войну, после того как предводитель чеченцев Басаев хотел напасть на Дагестан и провозгласить там мусульманское религиозное государство.

Дагестанцы тогда выступили против своих кавказских братьев с оружием в руках. Однако последние шесть лет принесли Чечне не покой, а только дальнейшую изоляцию от остальной России и усиление насилия. В пограничной области часто происходят столкновения, и чеченские боевики успешно вербуют молодых дагестанцев. Война постепенно распространяется все дальше и дальше вглубь Дагестана. Российские воинские спецподразделения сегодня проводят в дагестанской столице Махачкале операции против боевиков и уничтожают танками целые дома.

В настоящий момент в Дагестане в результате покушений и стрельбы погибает почти такое же количество человек, как в находящейся в состоянии войны Чеченской республике. Похоже, новый фронт кавказской войны открыт.

Политика приносит доход

Однако дестабилизация ситуации извне - это только часть проблемы. "Правительство Дагестана объявило войну своему собственному народу", - говорит политолог Гейдар Джемаль. В республике разгорелась борьба за власть между кланами, а власть в Дагестане означает деньги. Кремль щедро поддерживает регион и дает 80% бюджетных денег: в республику ежегодно поступает сумма, эквивалентная 700 млн франков, и большая часть этих средств идет в карманы местных представителей власти.

Здесь политика - это бизнес. Правительственные посты продаются за деньги. Должность милиционера стоит, как пишет "Российская газета", от 3 до 5 тысяч долларов, пост министра - около 500 тысяч. Без сомнения, должностные лица не только хотят получить эти деньги "обратно", но и заработать кое-что еще на своем посту: на дотациях из Москвы, на торговле нефтью, икрой, водкой и на азартных играх. Государственные чиновники в Дагестане сказочно богаты, в то время как народ бедствует: почти каждый второй житель - безработный, только треть населения получает медицинское обслуживание, и только у каждого пятого есть водопровод.

Растущие опасения по поводу гражданской войны

В Кремле уже много лет на все это закрывают глаза. Делайте, что хотите, только оставайтесь лояльными по отношению к Москве, - таков девиз на сегодняшний день. Чтобы добиться победы кремлевской партии "Единая Россия" 90 процентами голосов, Москва предпочитала не замечать коррумпированности своих "партнеров" и развал экономики, и в результате потеряла контроль над регионом. Через год истекает срок действия полномочий дагестанского президента Магомеда Магомедова, который за последние десять лет полностью подчинил себе страну.

Отстраненные от политики кланы теперь пытаются всеми средствами снова вступить в борьбу за власть и деньги. До последнего времени они, несмотря на соперничество и разногласия, стремились сохранить хрупкое равновесие в регионе, так как восстание могло бы погубить и их самих, и всю республику: два миллиона человек, проживающих в Дагестане, расколоты на 14 наций и дюжины маленьких этнических групп, которые говорят на 29 языках. Однако теперь перспектива смены власти угрожает лишить силы все договоры о перемирии, которые до сих пор хранили Дагестан от кровавой гражданской войны.

Источник: Tages-Anzeiger


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru