"Хизбаллах" его детище. "Это я принял в 1982 году молодых ливанцев, жаждавших мщения, я оказал им помощь, в которой они нуждались". И тогда Ливан находился под израильской оккупацией, и Али Акбар Мохташамипур, мулла и посол Тегерана, оказался нужным человеком в нужном месте. "Я находился в Дамаске, в Сирии, и ливанцы могли направляться лишь туда в поисках помощи. Никто не сумел устоять перед наступлением сионистов. Ни 30 тысяч палестинских бойцов, так называемых федаинов, которые стали причиной вторжения и были вынуждены через 78 дней укрыться в Тунисе или Египте. Ни ливанская армия, которая была такой же слабой, как и сейчас. Ни сирийская армия, ни даже милиционные формирования различных социалистических партий или друзы. Лидер исламского движения Харакет Амаль уехал в Соединенные Штаты и находился там три месяца. Слишком долго. Многие его люди не хотели ждать. Они хотели защищать свою страну, сопротивляться вторжению. Так же, как сейчас. И поэтому они постучали в мою дверь".
По рассказам других людей, дела обстояли иным образом: иранский посол взял инициативу в свои руки по приказу Хомейни. Целью был экспорт иранской исламской революции в другие исламские страны, начиная пусть даже с шиитских общин, наиболее восприимчивых к призывам Тегерана. Израильская агрессия была прекрасным поводом. Но это было уже не так важно.
Мохташамипур продолжает рассказ. "В 1982 году самыми активными были три лидера: Саид Аббас Муссави (Saied Abbass Mussavi), шейх Соби Тофеили (Sobi Tofeili) и Абу Хошам (Abu Hosham). Все они были членами Amal (отряды ливанского сопротивления. - Прим. ред.) и все они покинули это движение, чтобы основать "Хизбаллах", "Партию Бога". Они нуждались в материальной помощи, военной подготовке, но в политических вопросах они были более подготовленными, чем мы, иранцы".
"Хизбаллах" начала распространять листовки, в которых прославлялась иранская исламская революция и имам Хомейни, содержалось заявление о том, что "Партия Бога" хочет построить в Ливане исламскую республику по иранской модели. "Моим долгом было помочь им защитить страну от израильтян. Я организовал прибытие в ливанский лагерь Genetah, уже использовавшийся Amal, инструкторов, бойцов Корпуса стражей исламской революции". Оружие и солдаты, которых сегодня Иран отказывается направлять "Хизбаллах", по словам бывшего посла, в то время были в основе военной силы "Хизбаллах". "Из Ирана приезжали и очень важные лица: Хоссейн Дехган и Хеммат, например, стали впоследствии мучениками в войне с Ираком".
"Хасан Насралла, нынешний лидер "Хизбаллах", был в то время руководителем сопротивления в городе Бейрут. Но благодаря его успехам начался вывод израильских войск и многонациональных сил, контролировавших Ливан. Американские морские пехотинцы, французы, англичане и другие должны были создать буферную зону, а в действительности были на стороне Израиля".
Мохташамипур не упомянул итальянцев генерала Анджиони, "из вежливости", пояснил он. "Но еще и потому, что другие иностранцы предали принципы нейтралитета", уточнил он, объяснив, почему итальянский контингент избежал терактов, в которых погиб 241 американский морской пехотинец, а также 58 французских десантников. Похищения иностранцев, терроризм, повстанческое движение: Бейрут 80-х напоминал нынешний Багдад. "Насралла руководил операциями", - говорит посол-священник, подтверждая (по крайней мере, в отношении прошлого) обвинения в терроризме, которые Запад предъявляет Насралле. "Но "Хизбаллах" была и остается движением сопротивления. Законным с любой точки зрения". Как "Аль-Каида", которая объявила об атаках в защиту Ливана? "Напротив. "Аль-Каида" - многонациональное формирование, агрессивное и нетерпимое в отношении других религий. Даже мусульмане, которые не приемлют их линии, считаются врагами. Будь то умеренные сунниты или шииты. "Хизбаллах" же является патриотическим движением, которое сражается против Израиля, потому что тот угрожает Ливану. "Партия Бога" не против евреев, христиан, суннитов и шиитов как таковых".
Еще в начале 80-х будущий лидер "Хизбаллах" был на особом счету у иранских покровителей. "Сайед Насралла изучал теологию в священном иракском городе Неджеф, - рассказывает Мохташамипур, - когда там были такие преподаватели, как имам Хомейни и другие важные фигуры, как аятолла аль-Хаким и аятолла ас-Садр", которые были иракскими лидерами. Уже тогда было принято решение о том, что именно Насралла будет возглавлять "длинную руку Тегерана" в Ливане? С тех пор Мохташамипур не слишком изменил профиль своей деятельности. Бывший дипломат, бывший министр внутренних дел, в настоящее время генеральный секретарь "Постоянной конференции по правам палестинцев". "Борьбе с сионизмом я посвятил многие годы моей жизни". Какие отношения сегодня он поддерживает с "Хизбаллах"? "Я разговаривал с Насраллой пять месяцев назад. Он сказал, что это будет год освобождения из израильских тюрем ливанских заключенных. Два захваченных солдата понадобились именно для этого. Но сионисты развернули полномасштабную войну. Тем хуже для них. "Хизбаллах", да поможет ей Бог, сумеет разгромить их".