Россия, при Владимире Путине проявлявшая растущую неприязнь к НАТО и другим европейским организациям в сфере безопасности, возникшим после Второй мировой войны, теперь выдвинула комплекс предложений, в случае принятия которых эти организации фактически отойдут на задний план, уступив место более широкому альянсу с возможным участием стран, находящихся за пределами континента.
В понедельник предложения будут поданы представителям НАТО в Брюсселе. Нет никаких шансов на то, что США и большинство их европейских союзников согласятся на эту инициативу. Однако предложения отражают новейшие усилия Кремля, направленные на новое самоутверждение России на мировой арене и оспаривание устоявшейся практики дипломатии.
В особенности Москва стремится ослабить ОБСЕ, в которую Россия входит, и Организацию Североатлантического договора, членом которой Россия не является. Россия предлагает заключить широкий пакт о безопасности, участниками которого могут стать даже страны типа Китая и Индии.
Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России в НАТО, признал, что альянс в ближайшее время не примет этих предложений, но дал понять, что Кремль надеется инициировать диалог.
"Мы не ожидаем незамедлительной реакции со стороны наших западных партнеров - ни освистывания, ни, наоборот, аплодисментов, - написал Рогозин в ответ на вопросы, касающиеся его предложений. - Мы рассчитываем на работу в общей команде и практическое изыскание конструктивных подходов".
Альянс не был готов что-либо прокомментировать, не выслушав прежде предложений Рогозина. В воскресенье официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай заявил, что НАТО выскажется после того, как услышит подробности идей России.
Рогозин, имеющий репутацию ярого русского националиста, в нынешнем году был направлен Путиным в НАТО. Этот шаг был широко расценен как попытка забросить в Брюссель провокативного поборника интересов России. Экс-президент Путин - ныне премьер-министр, а его протеже Дмитрий Медведев занимает президентское кресло.
Ранее Кремль уже выдвигал предложения по реформированию ОБСЕ. Эта организация проводит мониторинг выборов на территории бывшего СССР. В течение прошлого года Москва критиковала наблюдателей за выборами из ОБСЕ, обвиняя их в предвзятости.
Новые предложения свидетельствуют: теперь, когда после хаоса 1990-х российская экономика возродилась, Москва ищет новые способы расширения своего влияния.
"Москва полагает, что нынешняя архитектура безопасности в Европе - это реликт идеологии блоков, характерной для холодной войны, - говорит Эндрю Монэхэн, эксперт по России из NATO Defense College (Рим). - Россия мыслит себя как крупнейшее государство, оседлавшее рубеж между Европой и Азией, располагающее достаточными силами и возможностями, чтобы иметь глобальный масштаб. Эти представления предполагают, в том числе, защиту и проецирование своих национальных интересов и активное предложение методов разрешения международных проблем".
По словам Рогозина, стержнем комплекса предложений является новый договор по европейской безопасности, который будет иметь юридическую силу, - документ, основанный на Уставе ООН.
Рогозин отметил, что Россия также создаст международный форум, в котором будут участвовать ОБСЕ, НАТО, ЕС, Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности - две организации, в которых тон задает Россия, а среди членов есть государства Центральной Азии.
В предложениях сказано: необходимость подобного нового пакта о безопасности состоит прежде всего в том, что Европа больше не может справиться с сонмом разнообразных проблем. А современная безопасность Европы отягощена проблемами, говорится в документе: от расширения НАТО до нелегальной миграции, наркоторговли, организованной преступности и терроризма.
Текст гласит: хотя за период, истекший с распада СССР и окончания холодной войны в 1991 году, Европа изменилась до неузнаваемости, ей не удалось создать надежной, всеобъемлющей и интегрированной архитектуры безопасности от Ванкувера (Канада) до Владивостока (города на восточной оконечности России).
Рогозин заявил, что напряжение настолько обострилось, что "Европа распадается на части, некоторые государства и целые страны оказываются в изоляции, мировое сообщество не реагирует должным образом на новые угрозы, и в этом свете страдает наша общая безопасность. Сейчас Европа как никогда ранее остро нуждается в позитивных инициативах".
Предложения Рогозина совпали по времени с растущей обеспокоенностью Кремля тем фактом, что НАТО и ЕС не принимают всерьез намного более уверенную в себе и разбогатевшую Россию.
Россия не может игнорировать эти вопросы, так как "они неизбежно затрагивают безопасность России", - сказал Рогозин. И ныне, когда Россия восстановила "традиционно присущую ей экономическую, политическую и военную роль, наша страна продолжает считать свою безопасность неотъемлемой частью общей европейской безопасности".
Например, НАТО, несмотря на сильное сопротивление Кремля, уже заявило, что когда-нибудь примет в свой альянс Украину и Грузию. Россия постоянно уверяет, что в случае вступления в НАТО этих двух бывших республик СССР безопасность России будет подорвана.
Россия имеет кардинальные разногласия с Соединенными Штатами из-за планов Пентагона разместить в Польше элементы системы ПРО. Кремль назвал эти шаги провокацией и угрозой для безопасности России.
Россия также огорчена тем, что ей не удалось предотвратить признание независимости Косово - провинции на Балканах, до самого последнего времени входившей в состав Сербии, - со стороны США и большей части государств-членов ЕС.
Все эти вопросы стали отправной точкой для дебатов, которые затеял Путин, заявив в прошлом году в речи на конференции по вопросам безопасности в Мюнхене, что мнения и интересы России в сфере безопасности не учитываются.
Планы России по созданию новой архитектуры безопасности в Европе доселе были расплывчатыми. Медведев упомянул о них в июне в Берлине, в частности сказав о ненужности НАТО.
Затем, две недели тому назад, выступая в Москве перед российскими послами, Медведев заявил, что Россия должна делать намного больше для проецирования своих интересов и их отстаивания. Он также вновь выдвинул идею создания нового форума по безопасности в Европе, но в подробности не вдавался.