Репортаж из Молдавии, одной из беднейших стран Европы, публикует Tages-Anzeiger. Везунчики, рассказывает его автор Давид Науэр, зарабатывают здесь 250 долларов в месяц. Многие молодые люди сидят без работы. И у них нет другого выхода, кроме как попытать счастья за границей. Но не всем удача идет в руки.
За границей работают примерно 500 тыс. молдаван - треть экономически активного населения. Мужчины трудятся на российских стройках, женщины заботятся о стариках в Италии или убирают виллы в Португалии. Причины сегодняшнего положения, говорится далее в статье, кроются в советском прошлом страны. Большинство промышленных предприятий было в те годы построено в Приднестровье, которое отделилось от Молдавии в начале 1990-х годов. У республики не осталось ничего, кроме вина, яблок, помидоров - и ее граждан. Последние и привлекают сюда торговцев живым товаром.
Торговля людьми - чрезвычайно прибыльное дело, выгоднее только продажа наркотиков и оружия, говорят эксперты. Формы эксплуатации различны, пишет Науэр, но принцип один и тот же: вербовка, транспортировка, использование и, возможно, перепродажа. По данным Госдепа США, через границы государств торговцы живым товаром переправляют ежегодно около 800 тыс. человек. Еще миллионы жертв страдают на родине: секс-рабы в Африке, фабричные рабочие в Китае, подсобные рабочие на уборке урожая в Европе.
Многочисленные просветительские кампании вносят помехи в этот бизнес: потенциальные жертвы становятся более недоверчивыми, таможенники и полицейские - более бдительными. Но торговцы приспособились и к этому. Они всегда на шаг впереди нас, говорит Алина Будечи, психолог из гуманитарной организации La Strada.
Статистических данных, сколько молдаван попадает каждый год в рабство, не существует. В La Strada говорят, что им известно примерно о тысяче человек, которые завербовались на работу за границей, после чего бесследно исчезли. Большинство из них - женщины, но есть и мужчины. Психолог Будечи знает о молдаванах, которые работали на российский стройках, как рабы, и о тех, кто трудился в фермерских хозяйствах за хлеб и воду.