"В определенном смысле "норвежский стрелок", убивший несколько десятков человек, достиг того, чего хотел, - признает автор статьи в Sueddeutsche Zeitung Курт Кистер. - Сначала он привлек внимание всего мира своим зверским преступлением. Кадры из Осло и из молодежного лагеря разлетелись с типичной для современного мира молниеносной скоростью благодаря цифровым СМИ, смартфонам и компьютерам. Вторая волна "популярности" связана с арестом террориста и обнародованием его имени. Как он и рассчитывал, с его "Манифестом 2083" можно ознакомиться в интернете. Все это привело к тому, что с его именем теперь связана та форма идентичности, которую он сам хотел себе придать в созданном им мире".
Сегодня комментаторы, аналитики и блогеры по всему миру заняты интерпретацией манифеста норвежского террориста. "Как будто речь идет о фундаментальном труде, толкование которого позволит пролить свет если на истоки бесчеловечности Брейвика, то по крайней мере на параллельный мир, из которого он вышел на свет", - продолжает автор. Чтение и трактовка текста неминуемо привели к дебатам, прежде всего на тему "благодатной почвы", на которой формируются личности, подобные Андерсу Брейвику. "Более старшему поколению эти дискуссии знакомы со времен террористов RAF", - замечает автор.
Не лишенными смысла, по мнению автора, выглядят попытки интерпретировать манифест как "второй акт" чудовищного теракта. "Будучи человеком с явными отклонениями в психике (как иначе можно объяснить убийство нескольких десятков человек с близкого расстояния во имя спасения Норвегии и христианства?) он утверждает, что невиновен, поскольку мир именно такой, каким он его видит. И манифест передает его видение: это план и обоснование идеи массового убийства", - констатирует автор.
В Норвегии и не только в Норвегии немало тех, кто считает, что нельзя предоставлять преступнику площадку для выступлений и обоснований его поступка. Аргументация проста: убийца рассматривает манифест - то есть план преступления - и само преступление как неделимое целое. Если одна из составляющих не будет удостоена внимания общественности, то, по мнению преступника, пострадает сама идея.
Как пишет далее автор, преступник делал ставку на то, что в современно мире он сумеет обратить на себя внимание общественности в предельно короткие сроки. В своем манифесте он ясно говорит о том, что считает "опосредованный эффект", то есть распространение своих идей, пропаганду, более важными, чем "физическое воплощение" замысла, то есть убийства.
Требования сделать процесс и все, что с ним связано, закрытыми, объясняется желанием не дать преступнику того, чего он хочет, стремлением как можно быстрее похоронить память о его деяниях. Однако, констатирует автор, сделать это невозможно. "Свобода интернета настолько безгранична, что все соображения морали выглядят ничтожными. Неслучайно, - замечает комментатор, - заключенный попросил в камеру не сигарет или лучшей еды, как это обычно бывает в обмен на обещание сотрудничать, а компьютер".