?BP Amoco PLC? считала, что заключила сделку. После восемнадцати месяцев упорных, даже болезненных переговоров, документы были готовы к подписанию. Другая сторона даже подготовила пресс-релиз с триумфальным заголовком: ?Сделка по месторождению ?Черногорнефть? стала характерным примером сотрудничества в российской нефтяной промышленности?.
Заявление подготовила компания российского магната Михаила Фридмана, но это еще не означало, что она действительно подпишет сделку. В прошлом месяце, всего через несколько дней после появления чернового варианта пресс-релиза, ?Альфа-групп? Фридмана расторгла соглашение, о котором сама же сообщила.
Таким образом нефтяное месторождение ?Черногорнефть? стало характерным примером тех опасностей, с которыми могут столкнуться в российской нефтяной промышленности иностранные бизнесмены. После разрыва этого соглашения возобновился спор о том, кто станет владельцем прибыльных сибирских производственных мощностей. Поставлена под угрозу сохранность $500 млн. инвестиций, вложенных в Россию ?BP Amoco?. Кроме того, это может отпугнуть другие западные фирмы, подумывающие о выходе на этот зачастую непредсказуемый рынок.
?Природа последних проделок (?Альфа-групп?) должна быть понятна всем, ее действия, если им немедленно не будет положен конец, непременно разрушат доверие международного бизнес-сообщества к России и отпугнут бизнесменов от заключения инвестиционных сделок?, - сказал Дмитрий Ушаков, генеральный директор ?Интеррос?, российской компании, которая была одной из подписывавших соглашение сторон.
Глава ?Альфы?Александр Кнастер не считает, что его компания продемонстрировала недостаток честности. Он говорит, что ?Интеррос? и другие компании, причастные к сделке, не смогли выполнить установленный график. ?Мы были более чем терпеливы, - сказал он. - Мы были готовы это сделать. Они не хотели этого делать?.
В результате пострадала ?BP Amoco?, которая пришла на российский рынок в 1997 г. с огромными амбициями. Теперь эта компания увязла в именно том финансовом и правовом болоте, в которое очень не хотела попадать. Ситуацию также осложняет борьба двух олигархов - Фридмана из ?Альфы? и Владимира Потанина из ?Интерроса?.
Этот конфликт является поучительной историей. Сейчас многие иностранные бизнесмены работающие в России испытывают оптимизм. За последние недели западных инвесторов порадовали действия российского президента Владимира Путина, взявшего под свой контроль погрязшую в коррупции газовую монополию ?Газпром? и предложившего реформы в области продажи земли, трудового кодекса, налоговой структуры и судебной системы. Очередным признаком готовности иностранных инвесторов вкладывать средства в Россию стала сделка о вложении $332 млн. в создание совместного предприятия, подписанная сегодня ?General Motors Corp.? и российским автомобилестроителем ?АвтоВАЗом?.
Но ситуация с ?Черногорнефтью? говорит о том, что иностранные инвесторы по-прежнему могут столкнуться с серьезными проблемами в этой стране, где отсутствуют надежная судебная система и история качественного корпоративного управления и прозрачности западного типа. Некоторые аналитики опасаются, что если это остановит такую известную компанию, как ?BP Amoco?, то, несомненно, испугаются и менее видные инвесторы.
Конфликт развернулся вокруг нефтедобывающих мощностей ?Черногорнефти?, которой принадлежит часть месторождения ?Самотлор? в западной Сибири, входящего в десятку крупнейших нефтяных месторождений мира. ?Черногорнефть? добывает 140 000 баррелей сырой нефти в год. По оценкам ее стоимость составляет от $1 до $2 млрд.
В 1997 г. ?BP Amoco? купила 10% российской нефтяной компании ?Сиданко?, во многом именно потому, что ?Сиданко? владела ?Черногорнефтью?. Но ?Сиданко? обанкротилась, и в ноябре 1999 г. месторождение ?Черногорнефть? было продано на аукционе всего за $176 млн. ?Тюменской нефтяной компании?, находящейся под контролем ?Альфа-групп? Фридмана. ?BP Amoco? нанесла ответный удар, уговорив тогдашнего госсекретаря Мадлен К. Олбрайт блокировать кредит в $500 млн., который ТНК собиралась получить у американского ?Export-Import Bank?.
Под давлением ТНК отступила и в декабре 1999 г. согласилась вернуть ?Черногорнефть? ?Сиданко? за 25% акций ?Сиданко?. Этого было достаточно, чтобы расчистить дорогу для американского кредита. Но ТНК не отдала обратно ?Черногорнефть?. 18 месяцев переговоров привели лишь к новым конфликтам и обидам.
Очередной удар был нанесен в тот момент, когда казалось, что все противоречия были разрешены. ?Альфа? назначила 18 мая как крайний срок подписания бумаг, но выдала документы всего за несколько дней до этой даты. Тем не менее, ?BP Amoco? и все остальные акционеры ?Сиданко?, в том числе ?Интеррос?, подписали их. Но ?Альфа? заявила, что соглашение не имеет юридической силы в связи с нарушением графика.
Потом ?Альфа? бросила бомбу. Она тихо договорилась купить 40% акций ?Сиданко? у одного из участвовавших в переговорах акционеров, компании ?Kantupan Holding Co?. Таким образом, даже если бы сделка по ?Черногорнефти? была завершена, ?Альфа? становилась владельцем контрольного пакета ?Сиданко? и, по сути, возвращала месторождение себе.
Кнастер не считает, что ?Альфа? обманывала других участников переговоров, незаметно совершив эту покупку, и цитирует письмо от 15 мая, в котором упоминается возможность покупки акций. Но ?BP Amoco? выразила свое удивление ходом событий, а ?Интеррос? обратился в лондонский суд и добился выписки судебного постановления, блокирующего покупку акций ?Kantupan?. Планы покупки этого пакета показали, что ?Альфа? не собиралась выполнять условия соглашения, согласно которым она должна была вернуть ?Черногорнефть?, а была заинтересована лишь в том, чтобы ?сорвать сделку?, как сказал адвокат ?Интерроса? Тодд Д. Шефер.
Акционеры, владеющие контрольным пакетом ?Kantupan?, отказались давать свои комментарии.
В то время как ?Интеррос? шумно выражал свое недовольство, ?BP Amoco? не хотела делать ситуацию достоянием общественности и тем самым ее усугублять. ?Мы по-прежнему предполагаем, что сделка по ?Черногорнефти? будет подписана?, - заявил пресс-секретарь Йен Стюарт. В начале июня президент ?BP Amoco? Джон Скотт встретился в Вашингтоне с вице-президентом Чейни. Стюарт и пресс-секретарь Чейни заявили, что вопрос о ?Черногорнефти? не обсуждался.
?Альфа? заявляет о своем желании заключить сделку по ?Черногорнефти?, но настаивает на внесении изменений в первоначальное соглашение, чтобы был принят во внимание тот факт, что она является потенциальным владельцем ?Сиданко?. ?Несмотря на разногласия, - сказал Семен Кукес, президент контролируемой ?Альфой? компании ТНК, - я твердо верю в то, что сотрудничество и продуктивные переговоры возможны и необходимы для улучшения сегодняшнего российского делового климата?.