Контрабанда плутония, разрушающиеся атомные подводные лодки и химическое оружие
На особо охраняемом заводе в Красноярске, что в Западной Сибири, хранится 3000 тонн отработавшего ядерного топлива. Несколько недель тому назад один депутат Государственной Думы, два члена организации по защите окружающей среды "Гринпис" и три оператора телеканала НТВ через дыру в колючей проволоке проникли на его территорию, сделали фотографии, сняли фильм и после этого беспрепятственно вернулись в Москву. "Охранники неоднократно проезжали мимо нас, но мы делали вид, будто мы сами оттуда, и нас никто не задержал", - говорит Сергей Митрохин, депутат Госдумы от партии "Яблоко". После своего пребывания в Сибири он убежден: "Каждый в России может проникнуть на склад или завод, где находятся крайне опасные вещества, и сделать там все, что ему захочется". Меры безопасности на большинстве из 96 атомных электростанций и ядерных научно-исследовательских центров России явно недостаточны, считает он. "Из-за этого Россия остается слабейшим членом антитеррористической коалиции и является потенциальной целью для террористов".
Запад тоже разделяет его озабоченность. Двадцать миллиардов долларов, которые Америка и Европа, как было решено на саммите "восьмерки" в четверг, будут выплачивать России в течение 10 лет, должны пойти не только на утилизацию устаревшего российского ядерного оружия. Они должны быть использованы на предотвращение возможности попадания оружейных ядерных материалов, пригодных для создания "грязной бомбы" ? обычной бомбы с радиоактивными материалами ? в руки террористов.
По данным американских спецслужб, в 90-е годы из российских ядерных институтов неоднократно похищались ядерные материалы, пригодные для создания таких бомб. Хотя точное количество незаконно вывезенных радиоактивных веществ неизвестно, российские источники сообщают о 23 выявленных попытках краж, произошедших в 1991-1999 годы. По данным одного из сотрудников российского министерства по атомной энергии, в 1998 году из Челябинска было похищено такое количество радиоактивного материала, которое достаточно для изготовления атомной бомбы. В России, а также в среднеазиатских и кавказских государствах, ранее входивших в состав Советского Союза, постоянно выявляются случаи пропажи небольших количеств плутония или обогащенного оружейного урана.
По соглашению между Соединенными Штатами и Россией производство плутония в России до 2004 года должно быть прекращено на трех реакторах под Томском и Красноярском ? однако это зависит от того, будут ли в США выделены средства, определенные договором. В апреле конгресс временно приостановил программы по утилизации российского биологического и химического оружия, поскольку, так звучит упрек, русские не достигли оговоренного уровня и, несмотря на подписанный договор, продолжали некоторые программы. По новой программе детали тоже не согласованы. Еще не ясно, кто будет осуществлять финансовый контроль, ? инвесторы, очевидно, опасаются, что под исключительно российским контролем могут исчезать крупные суммы.
Следующей драматической проблемой безопасности и экологии, решение которой требует миллиардных вложений, является радиоактивное заражение Баренцева моря списанными российскими атомными подводными лодками. В воде около Кольского полуострова лежат около 300 атомных реакторов с тысячами отработавших топливных элементов ? примерно 20% мирового объема. До сих пор отсутствуют возможности для подъема, складирования и утилизации реакторов, поэтому списанные корабли и дальше ржавеют, представляя собой атомные ядерные бомбы замедленного действия. На суше, на базах российского Северного морского флота, тоже хранится большое количество радиоактивных отходов, причем в совершенно не подходящих для этого условиях. Ввиду того что это сильно волнует Норвегию, в прошлом уже было разработано несколько проектов по обеспечению безопасности ядерных отходов на побережье и в водах Баренцева моря. Некоторые из них провалились из-за недостаточной готовности российских военных к сотрудничеству.
Наряду с безопасностью атомных электростанций, складов радиоактивных отходов и ядерных научно-исследовательских центров России Запад интересует вопрос уничтожения российского химического оружия, на что уже выделялись крупные средства. В России как тяжкое наследие "холодной войны" хранится примерно 40 000 тонн химического оружия; Соединенные Штаты к началу 90-х годов владели 32 000 тоннами и за это время уничтожили 20% своего запаса. Россия же годами мучается от своей программы по уничтожению оружия. Через несколько недель в Горном, под Саратовом, должен быть пущен первый завод, где будет производиться переработка химического оружия на безопасные составляющие. До апреля будущего года Россия собирается уничтожить 400 тонн, то есть 1% своего химического оружия. Соединенные Штаты выделили на данный проект в этом году 50 млн. долларов и обещали 133 млн. на следующий год, ФРГ в этом году внесла 30 млн. долларов. Чтобы уничтожить все химическое оружие до 2012 года, как говорил на днях Пак, директор Российского агентства по боеприпасам, России понадобится около 3 млрд. долларов.