Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 июня 2005 г.

Корреспондент | Financial Times

В разгар празднования Победы в России выдворяют исторический архив

Скучающий милиционер, слоняющийся вдоль пыльного стола, увенчанного двумя телефонами советских времен, - это единственный признак жизни на входе в Российский государственный исторический архив на берегу Невы в Санкт-Петербурге.

Напечатанная на машинке записка на стеклянной двери информирует редкого посетителя, что архив закрыт. Гуляя по пустым, отдающим эхом коридорам бывшего Сената, сложно даже представить, что эта святыня истории является причиной скандала, который столкнул самых сознательных представителей российской интеллигенции с Кремлем.

Кремль выселяет самый крупный и старый российский архив, хранящий 6,5 млн манускриптов, в которых задокументирована история от Петра Великого до большевистского переворота, из здания дореволюционнго Сената и Синода, построенного около 170 лет назад.

Архив будет перевезен в новое место на окраинах Санкт-Петербурга, в то время как великолепные здания XVIII века, построенные итальянским архитекторам, передаются Управлению делами президента - влиятельной организации, которая унаследовала большую часть собственности, использовавшейся ЦК КПСС, включая санатории, больницы и гостиницы.

Известные российские историки и писатели говорят, что перенос архива - это самый тревожный, но не единственный пример амбивалентного отношения к истории в России при Владимире Путине.

Если судить по недавнему повторению парада Победы 1945 года и празднованиям 300-летия Санкт-Петербурга, история занимает большое место в умах российских чиновников. Однако, хотя правительство с энтузиазмом восстанавливает церкви, взорванные большевиками, и символы имперского прошлого, в то же время оно почти не обращает внимания на книги и манускрипты, в которых задокументирована российская история.

"Шизофрения всей ситуации заключается в том, что этот архив является кратким изложением истории российской империи, на основе которой Кремль пытается сформировать новую индивидуальность", - говорит Андрей Зорин, известный российский историк и председатель российского отдела в Оксфордском университете.

Исторический архив - не единственный объект российского наследия, которого коснулось перераспределение собственности в стране.

Члены путинского окружения уже затребовали несколько исторических зданий в Санкт-Петербурге. Музей кино в Москве находится под угрозой исчезновения после того, как его здание было продано неизвестной организации. Правительство требует прав собственности на поместье Екатерины Великой под Москвой.

Виктор Хреков, пресс-секретарь Управления делами президента, утверждает, что документы будут в большей безопасности в современном и хорошо оборудованном здании.

Однако Мариэтта Чудакова, известный литературовед и бывший член президентского совета Бориса Ельцина, не верит в то, что кремлевские бюрократы искренни в своей тревоге о судьбе документов.

"Это отвратительно, что под видом "улучшения" условий для архива прекрасное историческое здание освобождают ради нужд кремлевских структур власти. Это один из самых вульгарных примеров действий силовиков и бездействия общества".

Александр Соколов, директор архива, указывает, что этот шаг необходим и не должен нанести ущерба документам. Однако некоторые его сотрудники и независимые историки не согласны с этим.

Нина Крылова, архивариус в государственном историческом архиве, которая организовала добровольный комитет по его защите, отмечает, что перевозка архива сопряжена с двойной опасностью. "Во-первых, некоторые документы неизбежно погибнут при переезде. А многие из них так и не имеют копий".

Вторая опасность - это то, что изменение окружающей среды может навредить документам. По словам Крыловой, в старом здании создан уникальный микроклимат, который помогает сохранять документы. "Новое здание построено из бетона, что является очень агрессивной средой для старой бумаги".

"Архив такого размера можно перевозить только под угрозой бомбардировки или наводнения", - добавляет Чудакова.

Даже во время Второй мировой войны архив оставался открытым. На мемориальной табличке перечислены имена 13 сотрудников, которые умерли от голода во время блокады Ленинграда, защищая исторические документы и здание, которое пережило 14 прямых попаданий снарядов.

Однако 60 лет спустя их усилия могут быть забыты - пышные празднования Победы в разгаре.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru