Совет директоров "Газпрома" - это клуб министров, бизнесменов со связями и тех, кто сочетает эти функции на протяжении 15 лет.
Вопрос в том, может ли независимый аутсайдер - и, вероятно, иностранец - прорвать этот круг и привнести рыночные взгляды в правление одной из крупнейших энергетических компаний.
Борьба за место в совете директоров "Газпрома" развернется на общем собрании акционеров в пятницу.
На одной стороне - 11 членов нынешнего совета директоров, который многие на Западе считают непрозрачным и обслуживающим интересы Кремля. На другой - два аутсайдера, представляющих крупные хеджевые фонды, которые специализируются на российских инвестициях: Вадим Клейнер, ведущий эксперт по "Газпрому" и глава аналитического отдела Hermitage Capital Management; и Сергей Глейзер, генеральный директор фонда Vostok Nafta, зарегистрированного в Стокгольме.
Арифметика распределения акций наводит на мысль, что иностранные инвесторы заслуживают места в совете директоров. За одно место для независимых членов борются девять кандидатов. Но пятеро из этих кандидатов, якобы представляющие портфельных инвесторов, выдвинуты руководством "Газпрома".
Между тем голоса держателей американских депозитарных расписок "Газпрома" разделились между Клейнером и Глейзером.
Одна из проблем заключается в том, что российские власти выгнали из страны главу Hermitage Уильяма Браудера, давнего борца за права акционеров. Глейзер утверждает, что неспособность Браудера получить российскую визу является признаком плохих отношений Hermitage с российским правительством, следовательно, Клейнер не сможет эффективно защищать права независимых акционеров в "Газпроме".
Глейзер опасается, что разделение голосов увеличивает вероятность избрания газпромовского кандидата.
"У акционеров разные интересы, - заявил Глейзер. - Миноритарные акционеры, чьи интересы очень просты и далеки от политики, могут остаться без представителя. Нам необходимо объединиться вокруг одного кандидата".
Клейнер возражает, что визовые проблемы Браудера подтверждают искренность позиции Hermitage, и поэтому место в совете директоров "Газпрома" должен получить этот фонд.
Клейнер к тому же является автором ежегодного доклада о растратах и злоупотреблениях положением в "Газпроме". В глубоком и остроумном докладе есть, например, рисунок, изображающий толстяков в цилиндрах, курящих сигары, который иллюстрирует ежегодные убытки "Газпрома" в сотни миллионов долларов, из-за бенефициариев газовой торговли с Украиной.
Глейзер же, представляя свою кандидатуру, высказался за "конструктивную" критику как наилучший вариант для внешних инвесторов, надеющихся постепенно оторвать компанию от ее советских корней.
Его главными пунктами в отношениях с руководством "Газпрома" являются "уважение", "сотрудничество всех заинтересованных сторон", "избежание конфликтов" и "поиск компромисса".
Через семь месяцев после того как "Газпром" разрешил иностранным инвесторам покупать его акции и почти мгновенно стал крупнейшей компанией на новых рынках, на места в совете директоров претендуют 26 кандидатов.
Государству принадлежит 51% "Газпрома", и ему гарантировано большинство в шесть мест, которые займут министры, включая Дмитрия Медведева, вице-премьера правительства и президента "Газпрома".
Руководство "Газпрома" может влиять на голоса отечественных инвесторов, среди которых - сотрудники компании и крупные фонды.
Несколько крупных акционеров подписали доверенности, разрешив компании голосовать от их имени. Среди них Сулейман Керимов, миллиардер и депутат российского парламента. Керимов, которого Forbes в 2005 году поставил на 72-е место в списке самых богатых людей мира, контролирует компанию Naftamoskva, которой принадлежит примерно 5% "Газпрома".
Чтобы получить место, кандидату нужна поддержка примерно 8% голосующих акций, то есть около 16 млрд долларов из акционерной капитализации "Газпрома", которая немного недотягивает до 200 млрд долларов.
Среди пяти кандидатов, выдвинутых "Газпромом", - Матиас Варнинг, представляющий Dresdner bank, тесно связанный с банковским подразделением "Газпрома".
Отношения Варнинга с президентом России Владимиром Путиным восходят к периоду, когда Путин был агентом КГБ и работал в ГДР.
Другим газпромовским кандидатом является бывший министр экономики Борис Федоров, который сегодня руководит частным акционерным фондом. Сейчас Федоров является членом совета директоров, и его считают сторонником совершенствования управления компанией.
Еще один кандидат, выдвинутый "Газпромом", американский гражданин и банкир, просивший сохранить его анонимность, назвал критику в адрес руководства "Газпрома" неуместной.
Под руководством российских бюрократов и кремлевских инсайдеров акции "Газпрома" выросли в этом году на 25%. "На что жалуются эти люди?" - сказал он.