Если вы находитесь на токийской улице, то стоит вам навести свой мобильный телефон, оснащенный особой функцией, на отель, ресторан или исторический памятник и нажать кнопку, как вы получите информацию об объекте из интернета.
Новая услуга стала возможной благодаря усилиям трех японских компаний и небольшой американской технологической фирмы GeoVector, создавших связующее звено между киберпространством и физическим миром.
В новых телефонах спутниковая навигация, точность которой составляет до 9 метров, совмещена с электронным компасом для обеспечения нового измерения ориентации. Стоит связать это устройство с интернетом, и можешь использовать простоту получения информации через компьютер в реальном мире.
Эта технология впервые появилась в Японии, потому что местные постановления в сфере чрезвычайных ситуаций требуют, чтобы к следующему году все мобильные телефоны были оснащены приемниками спутниковой системы глобального позиционирования (GPS) для установления местонахождения их владельцев.
Японские телефоны не работают на основе европейской мобильной сети.
В США у владельцев мобильных телефонов есть возможность пользоваться менее точной системой установления местонахождения, которая просчитывает нахождение телефона на основе его близости к вышкам мобильной связи. Точность этого метода - около 100 метров. Лишь два американских оператора используют технологию GPS, и ни один из них не объявлял о планах добавить компас.
В результате, говорят аналитики, Япония на несколько лет раньше стартует в сфере, которая обещает стать новым фронтом применения мобильных устройств.
"Люди недооценивают мощь географического поиска", - считает Канвар Хадха, глава Sirf Technology, фирмы-производителя оборудования спутниковой навигации из Силиконовой долины.
Эта идея пришла в голову основателям GeoVector Джону Элленби и его сыну Томасу в 1991 году, когда они плавали на лодке у побережья Мексики. Поскольку у Элленби-старшего было плоховато с ориентировкой, они придумали, как, соединив компас и приемник GPS, можно идентифицировать объект или навигационную веху, просто указав на нее.
Теперь эта идея принимает коммерческую форму в японских телефонах, где используется программное обеспечение и технология, разработанные Элленби. Система уже дает детализированную описательную информацию или рекламу о более чем 700 тыс. объектов в Японии благодаря связи мобильного телефона с интернетом.
Один из подписчиков этой услуги, Коичи Мацунума в субботу шел по запруженному народом и подсвеченному неоном торговому району Токио Синджуку, неотрывно глядя на свой серебристый мобильный телефон. Стрелка на небольшом экране указывала путь к месту назначения - отелю.
"Вот он, - произнес 34-летний Мацунума, административный работник музыкального колледжа. - Мне хотелось бы, чтобы этот экран помог мне и номер зарезервировать".
Мацунума показал, как работает эта система. Он выбрал раздел "жилье" на экране. Затем указал телефоном на скопище высоких зданий. На экране появился список отелей в этом районе, с указанием удаленности. Он выбрал ближайший. На экране появилась стрелочка, указывающая направление движения, а в верхнем левом углу - количество оставшихся от отеля метров. Еще одно нажатие кнопки - и он получил карту района с указанием отеля и его собственного местонахождения.
"Я думаю, в Японии эта услуга будет очень популярной. Мне становится спокойнее, когда я знаю, что смогу найти то, что хочу, и где я хочу".
Идея "укажи и нажми" может помочь справиться с неприятным эффектом беспроводной рекламы локального характера. В фильме "Особое мнение" герой Тома Круза идет по городу, а стены зданий, идентифицируя его, выдают шквал лично ориентированной визуальной рекламы. Представители компаний мобильной связи боятся, что в будущем подобный беспроводной спам может засорять мобильные телефоны и другие портативные устройства.
"Это все равно что получать спам по факсу, никому это не нужно", - говорит Марк Ротенберг, директор Electronic Privacy Information Center, консалтинговой организации в Вашингтоне.
С технологией GeoVector пользователь контролирует рекламу - он получает информацию только о том, на что направляет свой телефон.
Элленби разработали программу, которая позволяет добавлять туристическую информацию, рекламу, мобильные желтые страницы и развлекательную информацию, а также функции поиска друзей. Несколько лет назад фирма Microsoft вложила средства в разработки GeoVector.
"Мы полагаем, что мы - Священный Грааль географического поиска на местности", - отмечает Питер Элленби, второй сын Джона Элленби и директор отдела новых медийных технологий в GeoVector.
Sirf Technology, которая производит чипы, объединяющие спутниковые ресиверы и компасы для мобильных телефонов, заявила, что этот чип повышает стоимость телефона всего на 10 долларов.
Подход GeoVector - не единственный способ получения информации о местонахождении и ориентировки. Нынешние основанные на GPS системы используют голосовые команды для вывода карты на экран на панели управления машины, например, многие системы карт в мобильных телефонах предоставляют пользователям письменные или устные инструкции по направлению движения. Однако Элленби полагают, что встроенный компас - это более точный и удобный способ навигации в городской среде.
Услуга GeoVector появилась в Японии в этом году в меню KDDI, оператора сотовой связи, в партнерстве с компанией NEC Magnus Communications и Mapion, компании, которая предоставляет карты в интернете. В настоящий момент этой услугой можно воспользоваться, имея одну из трех моделей телефона Sony Ericsson.
Помимо встроенного компаса, услуга требует "точечной точности", которая в городских условиях возможна только тогда, когда система GPS дополнена наземной радиосвязью. Новые японские системы могут похвастать высоким уровнем точности даже в тех районах, где спутниковую связь затрудняют высокие здания. Во время испытаний в Токио точность доходила до 2 м.
По оценке Патрика Брея, представителя GeoVector в Японии, было продано 1,2-1,5 млн новых телефонов. GeoVector и ее партнеры заявили, что не знают точно, сколько человек пользуется их услугой, так как она пока бесплатна и доступна через открытый сайт. Однако в сентябре они планируют запустить платную услугу с более обширной базой данных и более подробными картами. Юичи Ямазаки, менеджер NEC Magnus, отмечает, что в первые 12 месяцев компания планирует получить 200 тыс. платных абонентов.