Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 июня 2006 г.

Стивен Ли Майерз | The New York Times

Кошмар для пьющих. Катастрофа для торговцев

Московским любителям вина плохо стало уже весной, когда власти запретили импорт из Грузии и Молдавии, но можно было обойтись другими импортными винами, причем - я никого не хочу обидеть - лучшего качества. Но ситуация становится все хуже.

В последние дни в магазинах, супермаркетах и ресторанах стали исчезать вина из Франции, Италии, США и других стран. А еще шотландское и ирландское виски, английский джин и мексиканская текила. Причина не в ажиотажном спросе и не в том, что россияне неожиданно стали трезвенниками, а в новом федеральном законе об акцизах.

Начиная с субботы на всех бутылках импортной алкогольной продукции должна быть новая акцизная марка. Все выглядит просто, но в России так не бывает, а бывает как в афоризме, запущенном в обиход бывшим премьером Виктором Черномырдиным: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Установленный срок называют черной субботой, но ко вторнику черной казалась уже вся неделя.

Бюрократические проволочки замедлили распространение новых марок среди импортеров, которые должны сами наклеивать их на бутылки.

По закону требуется также компьютерное оборудование и программное обеспечение, которое должна установить и сертифицировать фирма "Атлас" - филиал ФСБ.

Оборудование должно находится в специальных помещениях, для которых определены площадь, температурный режим и размер частиц пыли в воздухе.

В беде оказались тысячи импортеров и распространителей, и без того понесших убытки после запрета грузинских и молдавских вин (якобы из-за их вреда для здоровья, но, по мнению многих, из-за стремления по политическим соображениям наказать непокорных соседей, выходящих из орбиты Москвы).

Хуже того, закон запрещает продавать импортную продукцию со старыми акцизными марками и требует отправить ее на склад, заставляя магазины освобождать полки или, как в одной сети супермаркетов, продавать ее с большой скидкой, которую, увы, широко не рекламируют.

Закон, принятый в прошлом году, подписанный президентом Владимиром Путиным на Новый год и однажды уже отложенный, внес разлад в импорт вин и другой алкогольной продукции. Между тем в советские времена о таком ассортименте можно было только мечтать. В 2005 году импорт достиг 1,2 млрд долларов, то есть вырос больше чем вдвое по сравнению с показателями двухлетней давности.

В прошлом году на долю импорта пришлась половина вина, проданного в России. Остальная алкогольная продукция, включая водку и другие спиртные напитки, тоже подчинена новому закону, но, несмотря на короткую панику из-за вероятного дефицита водки весной, новые марки разрабатывала и распространяла другая структура - налоговая служба, а не таможня, как в случае с импортом, - и она успела до апрельского срока.

"Это будет лето некачественного российского вина", - заявил Вадим Дробиз, представитель Союза производителей и распространителей вина и спиртных напитков, отметив, что многие российские вина производят из концентрата, поставляемого из-за границы.

Целью закона было наведение порядка на рынке, подверженном контрабанде и подделке акцизных марок.

Новая марка, отпечатанная с использованием специальных материалов и кода для каждой бутылки, должна выполнить эту задачу, хотя и не без сбоев в импорте, которые, по мнению Дробиза, могут длиться до конца года и даже в 2007 году. Убытки рынка и бюджета будут миллионными, считает он.

По прогнозу Дробиза, как минимум половина распространителей будет вынуждена уйти из бизнеса. Многие, сказал он, уже погрязли в долгах из-за запрета на грузинские и молдавские вина. В результате им нелегко получить новые кредиты на покупку импортной продукции.

Только 70 из 126 лицензированных импортеров сумели приобрести новое оборудование и программное обеспечение, сообщила газета "Ведомости". Многие зарубежные экспортеры с опаской относятся к отправке новых партий до окончания хаоса, что усугубляет дефицит.

Ирина Сазонова, пресс-секретарь Федеральной таможенной службы, выступила в защиту исполнения закона. "Проблем нет, - заявила она. - Марки выдаются всем импортерам, которые об этом просят".

Однако, добавила она, по состоянию на прошлую неделю было удовлетворено меньше половины запросов на марки для 162 млн бутылок, так как на обработку запроса уходит месяц. Пока получено только 1,8 млн бутылок импортной алкогольной продукции с новыми марками, и Дробиз отметил, что это лишь 5% рынка.

Результаты уже видны. Во многих магазинах на прошлой неделе можно было увидеть лишь небольшое количество бутылок с новыми марками, главным образом это были крепкие напитки, а не вино. Некоторые магазины предпринимали тщетные попытки заполнить прилавки, где обычно не было недостатка в вине и виски, другой продукцией - водкой, пивом и российским вином в картонных коробках.

Федор Омельченко, менеджер итальянского ресторана Vivace, сказал, что страдает меню. Если раньше он предлагал 70 названий вин, сегодня остался десяток. "Ассортимент сведен к минимуму", - сказал он, выразив надежду, что возобновление поставок займет недели, а не месяцы.

Александр Хайдуков, менеджер винного отдела магазина Davidoff на Тверской, назвал ситуацию катастрофической. Его магазин, отличавшийся изобилием, почти опустел, товар отправлен на склад, где в нынешнюю жару очень высокая температура, и ждет своей участи. (Предложено дать распространителем время до декабря, чтобы наклеить марки на бутылки, но до субботы старые бутылки должны быть отправлены на склады.)

"Продавать нельзя, - сказал он, - а аренду платить все равно надо".

Андрей Егоров, пресс-секретарь Wine World, одного из крупнейших импортеров, заявил, что власти проигнорировали просьбы импортеров продлить срок или вводить марки поэтапно, возможно, защищая интересы отечественных производителей, но, скорее всего, из-за некомпетентности.

"В России плохие дороги, - сказал он с подтекстом. - Поэтому ничего не делается вовремя".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru